Его шаги по росе

«Коммуна», г. Воронеж, Воронежская область

14 марта нашему земляку, лауреату Ленинской премии и лауреату Президентской премии в области журналистики Василию Пескову исполнилось бы 90 лет

Василий Песков. Воронеж, март 2010 года. Фото автора

Факт, что называется, из ряда вон: в 1964 году Василию Пескову за книгу «Шаги по росе» была присуждена Ленинская премия. Никогда – ни до, ни после – никого из журналистской братии не удостаивали такого высокого признания. Высшего в Советском Союзе.

Он первый в стране, кто во весь голос заговорил о сохранении природы, о бережном, сыновнем к ней отношении. И этому была посвящена его вторая книга, в большей части состоящая из газетных очерков и зарисовок.

…Стены одной из аудиторий факультета журналистики ВГУ постепенно заполнились снимками преподавателей и выпускников. На самом видном месте, рядом с портретом признанного мастера фотографии Павла Кривцова, портрет Василия Пескова.

Василий Михайлович Песков… Когда я слышу это имя, передо мной сразу же возникает образ доброжелательного и общительного человека. Он был старше меня на 17 лет, но с учётом войны мне всегда казалось, что на целое поколение. В далёкие 60-е годы, когда мне однажды в руки попалась «Комсомолка» со статьёй Василия Пескова о муравьях, я был в изумлении. Ведущая молодёжная газета страны и пишет… о муравьях. Но потом понял, что те же муравьи – часть природы, и без них экосистема будет нарушена. С тех пор стал регулярно вырезать из «Комсомолки» все песковские публикации под рубрикой «Окно в природу», собирать их в папку, затем наклеивать в альбом. Настольной книгой стала для меня и «Шаги по росе». Всё это повлияло и на мой выбор профессии. Уже студентом отделения журналистики ВГУ постепенно, шаг за шагом, приблизился к пониманию непростых диалектических связей, которые существуют в природе и создают её неповторимую гармонию.

Первая моя встреча с Василием Михайловичем произошла в Воронеже в редакции газеты «Молодой коммунар». Было это весной 1976 года. С моим наставником Анатолием Костиным мы работали в фотолаборатории, печатали снимки. Вдруг – негромкий, какой-то даже вежливый стук в дверь.

– Кого это нелёгкая принесла? – проворчал Анатолий Митрофаныч. – Пойди, узнай.

Я приоткрыл дверь и увидел мужчину в сапогах и стёганом ватнике. Ну, прямо деревенский ходок. Авось, подумал, подождёт. И закрыл дверь перед его носом.

Через некоторое время Анатолий Костин вышел в коридор, и я услышал слова:

– Василь Михалыч, дорогой! Бога ради извини, что наш молодой стажёр заставил тебя ждать. Чего с него взять, зелен ещё!

Соседи по селу Орлово, что в Новоусманском районе, Анатолий Костин и Василий Песков дружили с детства. Оба увлекались фотографией и беззаветно любили природу родного края. Повзрослев, они продолжали встречаться, вспоминали военное детство и поддерживали друг друга в профессиональных и житейских делах.

Анатолий Костин и Василий Песков. Фото автора

В первые послевоенные годы Василий Песков познакомился с охотоведом соседнего бобрового заповедника фронтовиком Кириллом Ермоловым, который дал юноше первые уроки фотографии. Много лет спустя Анатолий Костин сфотографировал их вдвоём. На той фотографии Василий Песков и Кирилл Ермолов стоят рядом, как два дубка на фоне заповедного леса.

Автором же самого знаменитого снимка Василия Пескова, где тот стоит в зарослях камыша в берете и с неизменным «Никоном» на груди, был его друг Анатолий Костин. Да и снимок молодого Пескова в шляпе, что ныне украшает экспозицию мемориального музея Василия Пескова, также сделан Анатолием Костиным.

С Василием Михайловичем были у меня встречи не только в Воронеже, но и в Петропавловке, которую он довольно часто посещал. А все потому, что там работали его друзья-единомышленники, журналисты Александр Бровашов и Михаил Кривошлыков, так же, как и он, самозабвенно влюблённые в природу.

…Весной 1953 года в электричке Василий Песков случайно рассыпал свои фотографии. Сидевший рядом мужчина подобрал их и, внимательно рассмотрев, посоветовал молодому человеку показать некоторые из них в редакции областной молодёжной газеты. Этим соседом оказался автор романов о жизни поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина художник и писатель Владимир Кораблинов, с которым у Пескова в дальнейшем сложились теплые товарищеские отношения.

Редактором «молодежки» тогда работал Борис Стукалин, будущий министр печати СССР. Он, просмотрев снимки, велел Пескову писать заявление на работу.

С Василием Михайловичем были у меня встречи не только в Воронеже, но и в Петропавловке, которую он довольно часто посещал. А все потому, что там работали его друзья-единомышленники, журналисты Александр Бровашов и Михаил Кривошлыков, так же, как и он, самозабвенно влюблённые в природу.

Помнится и такое. Когда вышло в свет его двенадцатитомное издание, и на ступеньках Дома книги Василий Михайлович раздавал автографы, я решил напомнить о себе:

– Василий Михайлович, я фотокорреспондент газеты «Коммуна», вы меня, конечно, не помните…

– Как не помнить человека, который не пустил меня в мою бывшую фотолабораторию!

Хотя, если быть предельно точным, то редакция «Молодого коммунара», когда в ней работал Василий Песков, размещалась в другом здании – на проспекте Революции, 22, в бывшем Доме губернатора. Это потом она перебралась в Дом книги, куда любил захаживать, приезжая в наш город, Василий Михайлович.

В «Коммуне» он не работал, но печатался в нашей газете и дружил не только c Анатолием Костиным, но и с корреспондентом «Коммуны» Эммой Носыревой и фотокорреспондентом Николаем Стребковым. Последний опубликовал свои воспоминания о встречах с Мастером.

О скромности Пескова говорят многочисленные факты. Например, он часто отказывался от встреч с будущими коллегами: «Ну что я им скажу? У меня за плечами лишь сельская десятилетка!».

О своей же мировой известности он, как всегда, деликатно умалчивал.

Или вот еще такой факт. Как-то Песков был редактором-составителем подарочного фотоальбома для делегатов очередного партийного съезда. Большой фотоальбом «Пейзажи Родины» получился красочным и нарядным. В нём были представлены ведущие фотомастера страны от Камчатки до Калининграда, но не оказалось ни одного снимка, автором которого был бы сам Песков…

В сентябре 1998 года Василия Пескова чествовали в качестве почётного гражданина Воронежа. После церемонии я попросил его сфотографироваться для газеты. Он согласился, но с условием, что рядом с ним будет ещё один почётный гражданин – народный учитель СССР Марина Игнатьевна Картавцева.

Редкая скромность.

Но вернёмся в Воронеж, в «Молодой коммунар» 1950-70-х годов.

Песков поднял в местной «молодёжке» планку изобразительной журналистики на новую высоту. И у него нашлись достойные последователи. В те годы в «МК» трудился талантливый фотожурналист, будущий писатель Владислав Аникеев, который так же, как и Василий Песков, мастерски владел и пером, и фотообъективом. Эстафету «младокоммунаровских» фотолетописцев в 1961 году на долгие двадцать лет принял друг и земляк Василия Пескова Анатолий Костин. Анатолий Митрофанович отличался аккуратностью, коммуникабельностью и обязательностью, что очень ценится в нашей профессии. Как наставник Анатолий Костин воспитал достойную смену. Его последователями стали Алексей Колосов, Михаил Рогозин, Николай Стребков, Алексей Сазонов, Андрей Архипов. В этом ряду я вижу и себя.

В эти дни коллеги и ученики Василия Пескова готовят фотовыставку «Любовь моя – фотография». Её они посвящают 90-летию Мастера. В апреле 2020 года экспозицию представят в Воронежском государственном биосферном заповеднике, носящем имя нашего выдающегося земляка.

Ну а песковские муравьи из «Окна в природу» и сегодня в моей памяти. Они – напоминание о том, что природу нужно беречь как зеницу ока. Не будет муравьёв, возможно, исчезнем и мы с вами.

Михаил Вязовой