За честь и достоинство учителя

«Коммуна», г. Воронеж, Воронежская область

Общероссийский профсоюз образования и депутаты Государственной Думы озаботились участившимися случаями с травлей педагогов и решили ужесточить наказание для родителей, чьи дети морально и физически унижают учителей

Одним из первых проблему издевательств учеников над учителями поднял именно Общероссийский профсоюз образования. Представители движения разработали законопроект, прописывающий меры воздействия на родителей за неподобающее поведение их детей. Например, если ученик оскорбит наставника, то представителям нарушителя грозит штраф до пяти тысяч рублей. Если при этом выяснится, что мама и папа не должным образом исполняют свои обязанности, то сумма может вырасти в шесть раз – с 500 до трёх тысяч рублей. Прописаны также поправки в Уголовный кодекс. За нападение или насильственные действия в отношении педагогов будет грозить до трёх лет лишения свободы.

По мнению разработчика документа заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Михаила Авдеенко, такая законодательная инициатива крайне необходима как дополнительный правовой механизм, способный повлиять на ситуацию.

В свою очередь в Комитете по образованию и науке Государственной Думы уверены, что снизить вал нападений и оскорблений учителей можно только принятием комплексных мер. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов уверен, что в первую очередь следует поднять социальный статус учителя. Сегодня в недрах комитета разрабатывается свой законопроект под рабочим названием «О статусе педагога». В нём будут прописаны системные меры поддержки учителей, правила и порядок повышения квалификации, получения специальной медицинской помощи и реабилитации.

При этом заместитель председателя комитета Любовь Духанинатакже считает, что необходимо повысить ответственность родителей за недостойные поступки детей и чётко обозначить механизм разрешения конфликтов, усилить работу служб медиации в учебном заведении.

Воронежские педагоги также сталкиваются с негативом со стороны учеников.

– К сожалению, с годами ситуация только усугубляется, – считает председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова. – Несколько лет тому назад Воронежский обком профсоюза с привлечением суда добился восстановления на работе учителя, которого уволили за то, что распоясавшийся ученик спустил на уроке штаны. Родители обвинили педагога в том, что это он довел их «чадушко» до такого состояния. Сегодня педагоги уже «виноваты» в том, что ученики их избивают. Завтра будут «виноваты» в том, что их убивают… Так больше продолжаться не может! Именно поэтому наш профсоюз в феврале разработал законопроект, предполагающий административную и уголовную ответственность за действия, препятствующие профессиональной деятельности учителя. Ведь защищает же законодательство медиков и полицейских. А чем учителя хуже? Современным родителям некогда заниматься детьми, потому что они зарабатывают деньги. При этом от учителей почему-то требуют, чтобы те за свою мизерную зарплату воспитывали их детей.

По мнению областного профсоюзного лидера, предложенный проект Федерального закона должен устранить эту несправедливость. По нему родители должны будут платить штрафы за оскорбления, нанесенные их детьми учителям. Побои и другие насильственные действия в отношении педагогических работников, совершенные во время исполнения ими своих обязанностей, предлагается карать лишением свободы до трех лет. Если же такие действия совершены группой лиц, с применением оружия, причинением здоровью учителя тяжелого вреда или вреда средней тяжести, то срок наказания увеличивается до шести лет.

– Я понимаю, что в той неблагополучной обстановке, которая сложилась в стране, виноваты не дети, – подчёркивает Тамара Бирюкова. – Достаточно включить телевизор, «полистать» каналы для того, чтобы понять, кого из детей растят, какое общество формируют. Но ведь в наших руках все изменить. Сегодня мы защитим честь и достоинство педагога. Завтра – добьемся существенного увеличения оплаты его труда, чтобы он получил возможность работать не на полторы-две ставки, как сейчас, а на ставку. А когда это произойдет, у учителя появится гораздо больше времени на воспитательную работу. И процесс, как говорится, пойдет.

Преподаватель химии воронежской гимназии №2, член регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Ирина Москалёва уверена, что никакими законами и штрафами эту проблему не разрешить. Только межличностными отношениями — между педагогом и учеником с его родителями.

– Проблема кроется в отношении общества к учительству, – говорит Ирина Москалёва. – Надо поднять авторитет педагога. Сегодня учитель — это уставший человек. Он вынужден работать на износ, чтобы свести концы с концами. Отсюда эмоциональное выгорание, недовольство жизнью. Где тут взяться хорошему настроению? Легче всего обозленность на жизнь выплеснуть на ученика. И у ребенка такая же ситуация: он не может сорваться за свои неудачи на родителей потому, что зависит от них. Вот и вымещает скопившийся негатив на учителе. Все конфликтные ситуации надо рассматривать с двух сторон.

А что думают по этому поводу родители?

– Всё идет из семьи, – считает мама восьмиклассницы одной из школ Воронежа Виктория Семенкова. – Нельзя в кругу семьи, при ребёнке песочить учителя, разбирать его поведение. О каком авторитете педагога можно в таком случае говорить? Разве будет ученик его слушать, доверять ему? Если у родителей есть вопросы, достаточно прийти в школу и поговорить с преподавателем. С другой стороны, учитель не должен провоцировать детей. Дочь моей подруги жаловалась, что математик собирает тетради с контрольной сразу после того, как её написал самый сильный ученик в классе, а не после звонка. Успели дети написать задания или нет, его не волнует…

– На настоящего учителя дети не то что руку не поднимут, голоса никогда не повысят, – уверен юрист Михаил Есипов. – Мой сын окончил школу два года назад, но до сих пор приходит к своему учителю химии. Потому что она не только рассказывала о формулах и валентности, но и вникала во все их подростковые проблемы, помогала решать возникающие проблемы. Таких сейчас, к сожалению, мало.

Как видим, однозначного мнения о необходимости такого законопроекта нет. Да и быть не может. Принять закон — полдела. Куда как важней прописать пути его применения.

Как будет собираться та же доказательная база? С помощью свидетельских показаний? Кого будут допрашивать? Одноклассников драчуна и хама? Так им еще дальше учиться и по одной улице ходить. Коллег пострадавшего педагога? А не возникнет ли здесь чувство профессиональной солидарности? Родителей, которые априори будут стеной стоять за своего отпрыска?

Или, может, главным доказательством станет запись видеокамер? Но согласятся ли учителя с утра и до вечера находиться под «колпаком»? Насколько будет эффективна система штрафов? Если агрессивный подросток живёт в социально незащищенной или неблагополучной семье, то там, как ни старайся, и рубля лишнего не найти. В свою очередь, для родителей «мажоров» эти три тысячи — капля в море.

Может, лучше всерьёз заняться профилактикой правонарушений? Прописать в уставе школы или всё в том же законопроекте причины, по которым хулигана можно не пустить на урок, правила исключения его из школы за совершение серьёзных проступков, и при этом не бояться, что его право на образование будет нарушено. А может, организовать для таких «взрывоопасных» подростков экскурсию в зал судебных заседаний или в следственный изолятор?

Справка «Коммуны»

По данным опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования», 41 процент родителей считают, что причиной конфликта в общеобразовательном учреждении может стать стиль преподавания и общения педагога и ученика. Почти каждый третий уверен, что причиной конфликтов служат проблемы с классным руководителем. По данным исследования Высшей школы экономики, насилию и травле со стороны учеников подвергались 70 процентов педагогов. А 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Кстати, в Ульяновской области с января 2020 года начал действовать Закон «О статусе педагога». В документе прописаны Кодекс профессиональной этики учителя, создание единой и бесплатной «горячей линии», куда может обратиться педагог.

Тамара Гашимова