Гений человечества

«Известия Удмуртской Республики», г. Ижевск, Удмуртская Республика

Наступивший год в Удмуртии пройдёт под аккомпанемент Года Чайковского. Весенний фестиваль искусств «На родине Чайковского» будет посвящён 180-летию композитора

Для редакции газеты «Известия Удмуртской Республики» и Удмуртской государственной филармонии эта юбилейная дата стала прекрасным информационным поводом для запуска совместного культурно-просветительского проекта «Гений человечества». В музыкальном мире так иногда величают Петра Ильича.В новом проекте мы будем рассказывать о известном-неизвестном Чайковском, добавляя к редакционным публикациям мнения и эмоции известных российских музыкантов.

Отклики на переживания

— Спроси любого человека, кто из композиторов олицетворяет собой русскую музыку, и большинство из людей назовут Чайковского, — старт юбилейной рубрике дал пианист Филипп Копачевский, который минувшей осенью первым из музыкантов открыл новый филармонический концертный сезон и поделился своими ощущениями о месте музыки Чайковского в его музыкальной жизни. — Как многие другие композиторы, Чайковский в своём творчестве использовал народные темы. При этом одним из первых Пётр Ильич стал очень сильно воздействовать на слушателей в эмоциональном плане. Как в любом человеке есть множество переживаний, так и в музыке Чайковского каждый из нас найдёт для себя отклик в моменты печали, грустных размышлений в минуты радости. Я всегда с большим удовольствием играю музыку Чайковского, включая удивительный фортепианный цикл «Времена года». Смена месяцев в этом цикле не просто изменение погодных явлений. Это разнообразие психологических состояний, играешь эту музыку,находишь новые и новые краски жизни…

Блестящая изобретательность

— Ещё в раннем детстве моё знакомство с академической музыкой началось именно с Чайковского — с его Первой симфонии «Зимние грёзы», — взятую нами тему продолжил молодой пианист Юрий Фаворин. — У меня дома была пластинка с записью этой симфонии в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Константина Иванова. Тогда эта запись стала моей любимой пластинкой, а сегодня Чайковский остаётся одним из моих любимых композиторов. Я послушал почти всю его музыку и во всех,пусть даже не самых удачных его произведениях есть что-то блестящее. В них слышны его невероятная изобретательность и интеллект. Скажу больше, это делает неудачное произведение Чайковского даже более интересным, чем удачные сочинения многих других композиторов…

Раздевая свои души

— О чём можно говорить, если я вырос на музыке Чайковского?! -по обыкновению эмоционально отреагировал Даниил Крамер. — В нашем доме в Харькове музыку Чайковского я слышал с детства и когда начал заниматься на фортепиано сам, то сначала играл детские произведения Чайковского из учебника «Школа Татьяны Николаевой», а затем переиграл «Времена года».

Между прочим, народный артист России в своих джазовых концертах в Ижевске или Воткинске всегда уместно и с тонким вкусом цитирует Чайковского, а в нынешнем сезоне, выступая с польским трио, исполнил проникновенный отрывок из «Октября. Осенней песни» из знаменитого альбома-дневника Петра Ильича.

— Чайковский вместе с Пушкиным, Чеховым,Толстым и Булгаковым идёт со мной через всю жизнь, и надеюсь,что так будет и впредь, — лауреат Европейской премии имени Густава Малера продолжил яркий монолог. — Перечитывая Пушкина, Чехова, «Войну и мир» или «Мастера и Маргариту», слушая или исполняя музыку Чайковского, каждый раз,казалось бы, в хорошо знакомом, ты открываешь для себя что-то новое. Думаю,в этом и состоит одно из свойств гения -от него не устаёшь,и обнаруживаешь, что его произведения помогают тебе в самых разных ситуациях. До смешного доходит, когда одна и та же музыка Чайковского отвечает твоей душе в тот момент, когда у тебя случается драма,горе или когда,наоборот,ты преисполнен радостными чувствами. Есть стереотипные рассуждения о том, кто такой настоящий мужик. Якобы он должен быть сдержанным на чувства. Воину, политику, спортсмену, наверное, надо быть именно таковым. Но для чего музыканту быть сдержанным?! И Чайковский не стеснялся проявления своих чувств. На мой взгляд, художники должны быть открыты душой и уметь на сцене раздевать свою душу, показывая её публике. Стесняться этого не надо, и я тоже пытаюсь разбудить души слушателей!

Любовь царицы оперы

— Галина Вишневская очень любила музыку Чайковского, — лирический баритон Сергей Плюснин и выпускник Московского центра оперного пения для пущей солидности и весомости добавил к собственному мнению убеждение Галины Павловны, которую коллеги уважительно называли царицей оперы. — Музыкальный мир утверждает, что Чайковский -это потрясающий русский композитор, чья музыка проникает в самые потаённые уголки души,несёт в себе глубокие переживания, и я подписываюсь под этими словами.

Как будто играю перед Богом

— А я тоже очень люблю русскую музыку и с особым трепетом отношусь именно к произведениям Чайковского, — после прошлогоднего концерта в столице Удмуртии в интервью известинскому обозревателю искренне признавался пианист Олег Аккуратов. — Исполняя сочинения Петра Ильича, я представляю, что играю перед Богом, рисую пейзажи русской природы, думаю о её красоте, и обо всей нашей необъятной России. Какую бы пьесу из фортепианного цикла «Времена года» я не играл, всякий раз затем мне хочется выйти прогуляться на природу и подышать свежим воздухом. На мой слух, Чайковский является одним из самых поэтичных, но при этом гениально банальных композиторов. В лирике, в которой выстроены все его интонации, повороты, полутона, в каждой ноте Петра Ильича я чувствую поэзию. Может быть, благодаря поэзии я и полюбил «Времена года». К каждой из двенадцати характеристических музыкальных картин Чайковский подобрал поэтические строчки из Пушкина, Майкова, Вяземского, Фета, Плещеева, Кольцова, Жуковского, Некрасова и Алексея Толстого. Эти строчки стали потрясающими эпиграфами к музыкальному альбому,и особенно меня вдохновляют «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май.

Белые ночи». При этом моё любимое время года — осень. Родился я в октябре, и потому для меня особняком стоит пьеса «Октябрь. Осенняя песнь». Казалось бы, в каждой из этих пьес немного нот, всё это написано простым языком, но как трудно это сыграть! — почти шёпотом произнёс незрячий от рождения музыкант и после незначительной паузы уже громко добавил:- И я, играя эту музыку, понимаю, чего сумел добиться в жизни!

Александр Поскрёбышев