Симферопольскому цирку — 60 лет

«Крымские известия», г. Симферополь, Республика Крым

Ароматы Нового года остались в памяти с детства: очищенные мандарины, угасающие бенгальские огни и... цирковая арена. В не обременённом гаджетами детстве цирк был материальным воплощением сказки

Так выглядел цирк в 60-е годы

Ты помнишь, как всё начиналось

Через таинственные своды, под звуки оркестра под управлением Бориса Татишвили на манеже появлялись изящные гимнастки в блёстках, степенно выдвигались силачи, выбегали акробаты, выкатывались говорливые клоуны и после нескольких забавных реприз снова исчезали в никуда. О том, что это были обычные люди, которые много и долго готовили номера, не хотелось думать. Ведь если цирк — сказка, как можно репетировать волшебство?

Несмотря на то, что в современном цирке вместо традиционных опилок на арене — прорезиненное покрытие, знакомый с детства запах витает в воздухе.

— Ничего удивительного! — смеётся директор Симферопольского госцирка Борис Тезиков. — Опилок на манеже действительно нет, но запах ушёл в закулисье, где размещены вольеры с животными. Использовать опилки во время уборки очень удобно, поэтому мы от них ещё долго не откажемся.

Размышлять о Симферопольском цирке и не пригласить к разговору супругов Тезиковых невозможно. Благодаря этой династии зрители получили счастливую возможность наслаждаться цирковым искусством в прекрасном здании.

Мы в просторном кабинете директора. За стеклом одного из шкафов — обширная коллекция кукол-клоунов.

— Клоун, наверное, символ любого цирка, ведь главное — здесь всем должно быть весело! —   убеждён Борис Борисович.

Как и большинство стационаров, симферопольский начинался с шапито. Затем на месте, где сейчас размещается Центральный универмаг, попытались поставить арену «на прикол». Сделали, но работало заведение только летом. В 1959 году круглогодичный цирк открылся на нынешнем месте (первый директор — Илья Вайсфельд), там поначалу была армянская церковь. Через три года директорское кресло занял Борис Николаевич Тезиков, имя которого сегодня присвоено его детищу.

Немного истории

Симферопольскому цирку недавно исполнилось 60 лет. Как мы уже заметили, большая часть его истории тесно связана с фамилией трёх поколений семьи Тезиковых.

— Мой папа родом из Самары, — рассказывает Тезиков-сын. — Прошёл всю войну, окончил её командиром танкового взвода. Пять ранений, пять контузий… Радость Великой Победы заслонила боль былых ран. В мирной жизни поступил в театральное училище и стал артистом Самарского театра драмы. Зарплата актёра была крошечной, пришлось подрабатывать администратором в местном цирке. А вскоре то, что казалось второстепенным, захватило его полностью. Как говорится, человек «прикипел». В конце концов папа выбрал цирк.

Кризисный менеджер

Старшего Тезикова «Союзгосцирк» направил заместителем директора строящегося минского, а затем бакинского цирков. К тому времени Борис Николаевич обзавёлся семьёй. Переехали в Астрахань, и там новоиспечённый руководитель построил стационарный купол. В Москве признали недюжинный управленческий талант молодого директора. Он стал, как бы назвали сейчас, «кризисным менеджером». И его послали на очередной трудовой фронт — в Крым. Около полугода Тезиков «сидел в трёх креслах» — являлся директором Астраханского, Симферопольского и открытого им нового — Ялтинского цирка. Впоследствии Астрахань «отпала».

— Симферопольскую арену сдали в эксплуатацию с многочисленными недоделками, — вспоминает Борис Борисович. — Отцу приходилось многое дорабатывать. И про Ялтинский цирк не забывать. Так и жил «на два дома». В 1960 году родился я. Отец любил меня и мать, но не менее обожал своё дело. Был открытым, контактным человеком, дружил со всеми великими цирковыми артистами. Благодаря ему Симферополь увидел всех без исключения звёзд. Здесь работали Леонид Енгибаров, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Олег Попов, Карандаш, канатоходцы Ташкенбаевы, Людмила и Владимир Шевченко, династии Дуровых, Корниловых, Филатовых, Запашных, Маргарита Назарова, Эмиль Кио и многие другие легендарные мастера.

Любовь под куполом цирка

В 1981 году в Ялтинский цирк приехал популярнейший Игорь Кио. В труппе известного фокусника среди очаровательных танцовщиц блистала красотой и талантом прекрасная Елена Филатова. Юный Тезиков заприметил красавицу, которая вскоре согласилась стать его женой. Сегодня Елена Николаевна — главный балетмейстер Симферопольского госцирка.

— Родилась я в Перми, — подключается она к беседе. — Во времена моего детства люди на Урале или работали на заводе, или занимались балетом. Я танцевала с детского сада. В первом классе посещала кружок, затем клуб. Окончила студию Ленинградского мюзик-холла, и вскоре меня пригласили в труппу Игоря Кио. И вот я оказалась в Ялтинском, а после и в Симферопольском цирке, где теперь учу девушек танцам на манеже. Безмерно счастлива, что цирк, в котором я продолжила работу, стал очень посещаемым местом.

О самом «посещаемом месте» точно сказано! На каждом представлении — аншлаг, купить билет тогда было большой проблемой. Работали с одним выходным днём — вторником. Представления шли в понедельник, среду, четверг, пятницу, а в субботу и воскресенье — сразу по три! Тезиков-старший придумывал, формировал программы, приглашал интересные коллективы и артистов-одиночек.

— За несколько лет мы стали одним из самых лучших цирков Советского Союза, — подхватывает тему Б. Тезиков. — То, что он входил в первую пятёрку, — бесспорно! Последние семь лет при Украине к нам приезжали зрители даже из Скадовска и Бердянска — по несколько автобусов за один раз. Когда я интересовался, зачем совершать столь длительный переезд, ведь рядом есть Запорожский цирк, до которого ехать меньше ста километров, мне отвечали, что там нет программ такого уровня: «Мы лучше потратим время на переезд, но посмотрим хорошее представление».

Ничто не чуждо...

Строительство стационарных цирков в СССР активно проходило в семидесятые годы прошлого века. Секрет бурного циркостроения оказался прост. Тогдашний глава страны Леонид Брежнев очень любил этот вид искусства. Региональное начальство хотело угодить генсеку, так что практически в каждом большом городе возвели специальные стационарные здания (до этого их было мало, в основном — шапито). Сам Леонид Ильич в крымских цирках не был, а вот его семья слыла завсегдатаями.

— Во время летнего отдыха в Крыму на все программы Ялтинского цирка обязательно приезжала дочь Брежнева Галина с детьми, потом с внуками.

Первый секретарь Крымского обкома Коммунистической партии Украины Николай Кириченко также обожал цирк, был на всех премьерах (ох, как нам тогда пригодилась партийная поддержка!). Ну а если первый что-либо посещал, то вторые, третьи и прочие лица — тоже не отставали. Все серьёзные проекты, естественно, создавались в Москве. Но в годы директорства моего отца (а он уже завоевал авторитет в цирковом мире) на базе Симферопольского цирка впервые в мире (!) дебютировали несколько гениальных проектов, которые до сих пор удивляют зрителя: «Цирк на воде» (1970 г.), «Цирк на льду» (1971 г.), «Цирк-ревю» (1976 г.) и «Конный дивертисмент» (1978 г.).

Чтоб вам так жить!

С каждым годом всё больше зоозащитников призывают отказаться от дрессированных животных. 45 государств полностью или частично запрещают использовать в индустрии развлечений меньших братьев. Как относится к таким запретам наш собеседник? Называет эти ограничения «большой глупостью».

— В тех условиях, в которых содержатся животные в цирке, вероятно, захотели бы жить и некоторые зоозащитники. Звери получают такие продукты питания, что если я их перечислю, многие наши пенсионеры, к примеру, будут озадачены: такого меню для себя не все наши сограждане могут позволить.

Как правило, животные — личная собственность дрессировщика, по сути — их «дети». А кто пожелает плохого ребёнку? Дрессировщик никогда не позволит кормить подопечных некачественными продуктами. Помимо первоклассного питания, каждый четвероногий артист проходит скрупулёзное ветобслуживание, содержится в тепле и неге, моется специальными шампунями.

— Существует обывательское мнение, что дрессировщик якобы издевается над животными, заставляя их делать то, чего они не хотят, — добавляет Б. Тезиков. — Но против воли воспитанника не заставишь работать. Искусство дрессировщика и заключается в том, чтобы предоставить каждой особи делать то, что ей нравится, в своё удовольствие. Если один тигр, к примеру, любит бегать, его не заставляют прыгать, а тигра-прыгуна не будут принуждать к бегу… Прекрасное питание, обслуживание и любимое занятие делают цирковых животных счастливыми. Вы обратите как-нибудь внимание, у них даже глаза весёлые!

Без арены себя не представляю

Борис Борисович не представляет свою жизнь вне цирка. Наверное, это судьба.   Учился в Москве во Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров. Стал жонглёром. После Москвы начал выступать в Одессе, Симферополе, потом потерял счёт городам и странам. Четверть века жонглировал на арене, а первое профессиональное выступление состоялось в 17 лет. Начались постоянные гастроли и ежедневные пятичасовые тренировки. Тяжело ли было? Молодому всё давалось легко. Считаю, его артистической жизни может позавидовать любой коллега.

С 1997 года цирк носит имя Бориса Николаевича Тезикова. Тогда же коллектив возглавил его сын Борис, у которого был опыт руководителя (Борис Борисович колесил с шапито по Украине, останавливался в Севастополе).

В 2001—2002 гг. здание Симферопольского цирка было реконструировано. Перестроили фасад, добавили современное фойе с кассовым залом, кафе, гардеробом и туалетами для посетителей, выделили помещения для администрации. Масштабные перемены коснулись и оборудования: свет, звук, спецэффекты, пожарная безопасность — всё в соответствии с требуемыми нормами. Также был усовершенствован зрительный зал.

— Cтарый цирк был рассчитан на 1500 мест, — напоминает Б. Тезиков, —   нынешний — на 1200. Мы намеренно пошли на урезание мест, чтобы помещение отвечало современным требованиям. Для начала расширили лестницы между секторами, затем убрали последние два ряда, с которых невозможно было рассмотреть происходящее на арене.

А вот Ялтинский цирк спасти не удалось. Он просуществовал c начала 60-х годов и был уничтожен во времена украинизации полуострова. Землю, на которой он размещался, напротив нового рынка, продали какой-то строительной компании, и та возвела три пятнадцатиэтажных дома. Цирковым же, словно в насмешку, выдали клочок земли на горе, на окраине города, где и пивной ларёк не построишь. Который год Тезиков умоляет ялтинские власти забрать этот горе-участок и дать нормальную землю хотя бы для шапито. Но воз и ныне там. А была бы территория — цирк вернулся бы в Ялту.

Сегодня, завтра, всегда

Каким видят будущее цирка супруги Тезиковы, например, к сотому юбилею в 2059 году?

— Хотелось бы, чтобы цирк стал больше, появились новые площадки для тренировок, — прагматично загадала Елена Николаевна.

Борис Борисович решил помечтать.

— Цирк никогда не бывает одинаковым, быстро меняется, — ставит он диагноз любимому детищу. — Жанры, популярные 20 лет назад, умерли: чревовещатели, музыкальные эксцентрики, шпагоглотатели, иллюзионный жанр становятся редкостью. Изменилась и возрастная категория зрителей. Если четверть века назад цирк был зрелищем исключительно детским, то сейчас около 80% публики — взрослые. Дети увязли в Интернете. Им живой малоинтересен. А вот старшее поколение ценит это искусство, шоу с ярким представлением, красивыми людьми, замысловатыми костюмами, бодрой музыкой, интересным светом и рискованными трюками. В ближайшие десятилетия российский цирк будет ещё больше развиваться технически, удивлять трюковым разнообразием. При этом обязательно сохранит классические традиции.

На новогодних праздниках волшебно звучат слова: «Ёлка в цирке!». Из чего состоит нынешняя зимняя программа? Тезиков пригласил артистов, которые в разные годы уже выступали в Симферополе и особенно понравились крымским зрителям. Так, до 12 января будут представлены два экстремальных номера: мотоциклисты в железном «Шаре смелости» и лапендула, или «Маятник страха», в котором акробаты выполняют трюки без страховки. Зрители увидят также аттракцион с медведями, дрессированных обезьян и побывают на уроке знаменитой «Собачьей школы». Весь вечер на арене — популярный клоун, заслуженный артист России Евгений Чепченко.

Когда в семье Бориса и Елены Тезиковых родилась дочь Липа, родители прочили малютке будущее цирковой актрисы. Но дочка выросла и выбрала свой путь. Впрочем, от цирка далеко не ушла. После института стала режиссёром и организатором театрального дела в Симферопольском цирке. Скоро и у Олимпии родится малютка, дедушка и бабушка надеются, что внук или внучка непременно станет артистом цирка.

Потому что династия должна продолжаться!