Арс-Пресс
20.10.2019, 08:39

ПРОЕКТ АРС-ПРЕСС: АБРАМЦЕВО – МЕСТО ВДОХНОВЕНИЯ
Открытие экспозиции «Абрамцево. Искусство XX века»

09.10.2019, 02:59
 
Посещение усадьбы "Абрамцево" должно сопровождаться открытиями. Таков закон заповедного пространства, и, приезжая в Абрамцево, гость, путешественник, паломник помнит великие имена С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и - чаще всего - не помышляет увидеть произведения "громких" и "тихих" бубновых валетов или художников второй волны русского авангарда, к примеру, А.А. Лабаса. Эти художественные богатства сосредоточены в белом каменном здании "советского классицизма", построенном в усадьбе в конце 1930-х годов. Здание часто принимают за Аксаковский дом, потому, вероятно, что крепко и твёрдо стоит оно на мемориальной абрамцевской земле.

Мы говорим "белое здание", или "белый дом", - подразумеваем экспозицию "Абрамцево. Искусство XX века". Экспозицию со строгой структурой, построенную на хронологическом принципе, с обозначенными разделами. Пугаться не стоит, скучно не будет.

"Бубновый валет", а что связывает "бубновых валетов" (художников объединения "Бубновый валет") с Абрамцевом? Очевидно, "дачная" жизнь - свободная, размеренная, лирическая. Всю первую половину XX века Пётр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, создатели общества, приезжали в это творчески намоленное место. Писали этюды, картины, "приправленные" новой французской живописью, но всё же "насквозь русские". Иначе в Абрамцеве быть не могло.

"Романтический монтаж", и монтаж как система сцепления в образное целое самостоятельно значимых элементов и деталей, а в пространстве экспозиции - произведений разнокачественных и стилистически неоднородных. Так, художников АХРРа, следующих передвижническим традициям русской живописи, и ОСТа, находящихся под влиянием <нового> западноевропейского искусства, объединяет ощущение картины как сложной стратегии пространства. Парадоксально, но в камерных, большей частью, работах конца 1920-х - начала 1930-х годов Александра Щипицына, Надежды Удальцовой, Петра Вильямса, других художников живёт большое пространство. В этом пространстве - соединение широты образных обобщений и утончённости живописного языка, которым передаются не столько подробности бытия, сколько внутренняя вибрация жизни.

"Ново-Абрамцево".

С 1933 года Московский Союз художников начинает строительство дачного поселка на высоком берегу Вори в нескольких километрах от усадьбы С.Т. Аксакова. Так создаётся Дачно-садовый кооператив, или творческий коллектив художников "Ново-Абрамцево". А поселятся в Абрамцеве советские художники: Б.В. Иогансон, В.И. Мухина, И.Э. Грабарь, Б.Д. Королёв, И.И. Машков, Е.А. Кацман, С.Д. Тавасиев, Д.А. Шмаринов, П.А. Радимов. Гигантское, героическое содержание обязывало художников писать вещи эпические. Но живописность, создающая "своё толкование мира в образе", невозможна без камерности и поэзии. Без них невозможен и героизм. И все без исключения "редкостные эпохи расцвета самых высоких идеалов" лелеяли странную человеческую способность быть самим собой. Материал раздела интересен камерными, этюдными пластическими опытами - размышлениями больших советских художников.

"Поэзия повседневности". В русском искусстве неизбывна живописная традиция поэтического, лирического прочтения мира. Это наиболее рельефно отразилось в живописи 1940-х - 1950-х годов. Позади "авангардные времена" переустройства жизни искусством. Теперь сама жизнь и её каждодневность, а также мир отдельного человека стали темой живописи. Натюрморты, портреты, пейзажи - основные жанры этого времени. Пейзажи И.Э. Грабаря, В.В. Рождественского, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Б.В. Иогансона, Н.А. Соколова - "портреты места" и фиксация некоего состояния природы. Лирическая составляющая их живописи позволяет увидеть синтетический образ: такая природа живёт внутри человека, вспоминается или снится ему. Живописно-экспрессивные, эмоционально заряженные абрамцевские картины Н.А. Егоршиной выбиваются из общего ряда реалистической живописи "авангардной прививкой", которая полнозвучно раскроется в более поздней живописи художницы и её соратников - А.В. Васнецова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, И.В. Голицына. И это материал уже следующего раздела - "Звёзды, розы и квадраты".

Материал раздела неоднороден. Наряду с полотнами художников новой формации зритель увидит станковую живопись Н.М. Ромадина, Е.А. Малеиной, С.А. Чуйкова, что само по себе объяснимо. Художники жили, писали в одно время, в это же время приезжали в Абрамцево. Носители подлинной художественной культуры, бывшие вхутемасовцы, они до конца жизни остались верными живописи.

"Прошлым веком в Абрамцеве", итоговый раздел. Коллекция искусства XX века складывалась в Абрамцеве на протяжении полувека. И это не только уникальное собрание картин, скульптур, рисунков и эстампов, - это собрание людей, которые живут (или жили) в Абрамцеве, живут идеями Абрамцева, любят Абрамцево, любят друг друга, любят искусство. И вот эта духовная энергия, рождённая любовью, и даёт особое очарование собранию XX века.
Обновлённая экспозиция "Абрамцево. Искусство XX века" открывается для посетителей 11 октября.

Последние новости

На форум приехали более 150 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это участники молодежных организаций, которые сохраняют культуру, поддерживают традиции и самобытность коренных малочисленных народов и работают над улучшением их жизни.
Энвиль Касимов, главный редактор газеты «Удмуртская правда»: «195 лет назад, 16 и 17 октября (4 и 5 октября по старому стилю) 1824 года император Александр I прибыл на Ижевский оружейный завод. Его встретил двуглавый имперский орёл, расправивший крылья над заводской башней, и алебастровые российские орлы, рыцарские латы и символы победы над французами, украшающие фронтоны заводского Арсенала, хранилища ижевского оружия. Именно оно помогло российской армии за 12 лет до этого одержать победу над казавшимся всей Европе непобедимым Наполеоном».
«Тюменская область сегодня» разработала курс лекций для студентов ТюмГУ, обучающихся по направлению «Журналистика». Занятия в рамках проекта «Школа журналистики» начались 16 октября. Лекторами выступают сотрудники редакции «Тюменской области сегодня», среди которых известные писатели и журналисты Леонид Иванов и Сергей Козлов.
«Вы их сразу увидите, они самые-самые», — сказали мне у входа в зал студенты, демонстрируя плакат в поддержку полюбившихся им Андрея и Насти из Саратовской области. Остальные ребята тоже подготовили таблички, флаги и плакаты — на днях огромный Дом культуры Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в Чебоксарах был полон активных болельщиков конкурса интеллекта, творчества и спорта «Мисс и мистер Студенчество России».
В Казани на площадке КРК «Пирамида» 14 октября состоялось XIII расширенное заседание Совета по предпринимательству при Президенте РТ. Мероприятие прошло под председательством Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета