Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

08.12.2019, 08:51

ЕСТЬ ТАКАЯ АКЦИЯ!
Поневы красные, прекрасные

13.08.2019, 00:46
Журналистки «Рязанских ведомостей» продолжают проект, в котором примеряют на себя
образы наших прекрасных прапрабабушек-рязанок

В этот раз мы отправились в тот самый кремль, из которого рязанскую поневу видно. А проводниками в мир нашего родного костюма стали хранительница музейных реликвий Оксана Сахарова и «воплотитель в жизнь» как реплик, так и авторских образов Елена Селиванова.




 
Заокские понаехали!
– Девчонки, а откуда же у вас такие поневы красивые? – спрашивает нас немолодой господин, пока мы участвуем в фотосессии в Рязанском кремле.
 
«Поневы», надо же! Оказывается, не только мы, журналисты, начавшие совместно с Центром народного творчества и Центром развития туризма проект «Бабы рязанские», знаем такое слово. У тех, кто постарше, оно еще на слуху.
А две прекрасные дамы просятся с нами сфотографироваться.
– Какие на вас шикарные наряды, наши, рязанские! – узнают и восклицают они.
И, кстати, восторгаться репликами и авторскими работами, которые нам любезно предоставили в музее-заповеднике, будут многие рязанцы и гости кремля, а также те, кто в этот день посетили Торговый городок и Приокский автовокзал. Совместно с фотографом Анатолием Струниным мы намеренно «вывезем» рязанские наряды за пределы кремлевского вала, погрузив образы прошлого века в современность.
 

 
Опыт, скажу я вам, получим колоссальный. Как и отзывы на наш «выход в свет».
– Девчонки, вы когда выступать-то будете? Придем на вас посмотреть, – не раз прозвучит в наш адрес во время посещения «Рязанской ВДНХ».
– О! Заокские понаехали! – пошутят мужики на автовокзале.
– Вы где же наряды-то такие понабрали? – будут вопрошать на протяжении всей нашей фотосъемки.
 
А там и «понабрали» – в музее-заповеднике, где бережно хранят и приумножают историческое наследие. И не только «консервируют» его для будущих поколений, складывая в хранилищах или «выставляя в витринах», но и проводят различные интерактивы, для которых и шьют с аутентичных костюмов реплики, а также создают авторские наряды.


 
Собиратели
Сложно описать чувства, когда ты стоишь в реплике, а перед глазами тот самый аутентичный костюм, с которого Елена Селиванова – преподаватель художественного училища, дизайнер одежды, преподаватель театра моды – эту реплику готовила. В здании Певческого корпуса, где располагается, на мой взгляд, одна из красивейших экспозиций кремля, представлено 20 рязанских костюмов-комплексов, которые включают в себя элементы одежды, головные уборы, обувь и украшения. Всего же этнографическая коллекция музея содержит 4,5 тысячи единиц хранения этнографических тканей – это детали, части костюма.
 
Оксана Сахарова, благодаря которой еще до примерки на себя образов «баб рязанских» мы погрузились в историю рязанского костюма, поясняет, что в музейной экспозиции представлены наряды конца XIX – начала XX веков, а начало «собирательства» рязанской старины было положено в далеком 1884 году.
– Это год основания музея при открытой тогда же рязанской ученой архивной комиссии. Позже, в 1912 году, был создан и открыт кустарный музей рязанского губернского земства, который задачей своей ставил собирание лучших образцов ремесел и занятий рязанских крестьян, в том числе и костюмов. Большое число экспонатов поступало на протяжении XX века, когда было организовано несколько этнографических экспедиций. Значительно коллекция пополнилась благодаря сборам 1920-х годов наших известных этнографов Марии Дмитриевны Малининой и Натальи Ивановны Лебедевой. Вторая волна активного пополнения фондов пришлась на 50-е, послевоенные годы. Затем экспедиции были организованы в 1990-х годах и начале 2000-х. Работа продолжается и сегодня, – подчеркивает сотрудник музея-заповедника. – Ездим в этнографические экспедиции, проводим закупки. Пополнение идет постоянно.



Елена Крамар:
– Реплики, которые мы сегодня примерили на себя, изготавливались художником-модельером Еленой Селивановой по заказу музея-заповедника два месяца. Это был довольно сложный процесс. С аутентичных костюмов в точности был снят крой, повторены складка, сборка, сохранена цветовая гамма. Вышивка на переднике исполнена в том же масштабе, но на машинке. Это было сделано мастерицей по заказу. Впрочем, как и кружево, выполненное в михайловской традиции. Пояса выплетались на дощечках. Примерить подобную реплику на себя – бесценный опыт. И масса положительных эмоций, которые запомнятся на всю жизнь.

Благодарим за участие в проекте коллектив Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и лично его руководителя Ольгу Кречетову и заведующую отделом декоративно-прикладного искусства Оксану Сахарову. А также художника-модельера, преподавателя Рязанского художественного училища им. Г. К. Вагнера Елену Селиванову и фотографа, члена Русского географического общества Анатолия Струнина.

При сапогах и палетах
Мы с коллегами любуемся михайловским девичьим костюмом, который представлен в музейной витрине. Тем самым, в котором когда-то молодая крестьянка приходила на девичник. Его в точности повторяет реплика, в которую облачилась моя коллега.
– Это последний день девушки перед замужеством, – рассказывает наш гид в прошлое Оксана Сахарова. – Наряд состоит из рубахи, передника и головного убора с «крылышками». Белый цвет символизирует чистоту и прощание с девичьей жизнью.
На второй моей коллеге «дубликат» аутентичного костюма михайловской просватанной невесты. Как обязательный элемент – рубаха. Поверх – косоклинный сарафан. И венчальное полотенце, которое полностью закрывало голову и даже лицо. В этом костюме невеста шла под венец.
На мне же наряд женщин из скопинского села Секирино. Все элементы костюма молодухи – налицо. В первую очередь, понева, в которую облачались лишь замужние женщины. Платок, шейные украшения.
– Особенность его в том, – подчеркивает Оксана Михайловна, – что он почти полностью красного цвета. Считалось, что чем больше красного цвета в костюме, тем большей жизненной силой обладает женщина.
Другое «оригинальное» отличие секиринских нарядов – палеты. Этот элемент костюма продолжает традиции крестьян-однодворцев – тех служивых людей, которые в XVI – XVII веках на территории нынешнего Скопинского района защищали рубежи Руси.
Вот так, частично от военной формы, частично от уклада жизни, который значительно отличался от простого крестьянского, и пошел такой элемент, как палеты. А еще по праздникам секиринские женщины надевали… сапоги! Такие вот они были уверенные да самостоятельные. Поговаривают, что и женихов сами себе сватали!



Людмила Иванова:
– Примерив на себя реплики и сценические одежды, мы и по кремлю погуляли, и по городу (даже за прилавком «поторговать» успели), за что очень благодарны сотрудникам музея-заповедника. И хоть эти наряды не аутентичные, а выполнены на заказ специально для проведения различных мероприятий, мы бережно «несли» на себе образы рязанок – деловитых и смешливых, простых и загадочных, скромных и самоуверенных.



Екатерина Детушева:
– Настроение на наших лицах на этой фотографии неподдельное. Это последний кадр фотосессии. Вроде как распродали свой товар на рынке бабы рязанские да и едут по домам усталые, но довольные. И так жалко будет нам прощаться с этими нарядами – яркими, самобытными, простыми и в то же время многослойно-загадочными. Одежда – важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого мы, к сожалению, перестали понимать. Надеемся, что это поправимо.

Костюм как эмоция
Скачок из века XIX (то есть из-за стен кремля) в наши дни (в городские локации) мы делаем уже в других костюмах – авторских работах Елены Селивановой.
Костюмы по заказу музея-заповедника Елена Анатольевна выполняла с учетом характеристик и стилистических особенностей аутентичных костюмов и адаптировала для современного показа – выхода на сцену. Подобными народными костюмами, созданными руками этого дизайнера, сегодня могут похвастаться артисты Рязанского хора, с которым художник-модельер работает вот уже 10 лет, кафедра хореографии Рязанского филиала МГИК, хоры народной песни Пителинского, Чучковского и Сараевского домов районной культуры; хореографические коллективы Новомичуринской ДШИ, Рязанского дворца детского творчества и многие другие творческие коллективы Рязанщины.
– Каждый народный костюм имел свои социокультурные коды, которые всегда понятно и верно прочитывались представителем традиции через его знаковую маркировку. У рязанских нарядов тоже есть свои маркеры, соответствующие местности бытования костюма. И такие, знаковые, элементы я обязательно вношу в свои авторские работы, – замечает в ходе нашей беседы и фотосессии Елена Анатольевна, – чтобы они были узнаваемы и несли характер рязанского костюма.
Рязанские костюмы действительно узнаются и сегодня. Цветастые рубахи, яркие сарафаны, многослойные бусы – образы, созданные Еленой Селивановой, довольно легко вписываются в нашу современную среду, вызывая как у нас самих, так и у всех встреченных нами людей только положительные эмоции.
В них спеть да потанцевать под гармонь – одно удовольствие. Немного усталые, но необыкновенно довольные, попутешествовав по городу и разделив свои эмоции с окружающими, мы возвращаемся в Певческий корпус кремля, чтобы снять с себя платки да сарафаны и вновь погрузиться в будни и современность. Сохранив при этом чувство сопричастности к родной истории.

Напоминаем, что в группе «РВ» соцсети «В Контакте» при поддержке Центра народного творчества и Центра развития туризма проходит конкурс, принять участие в котором могут все желающие. Победителей, приславших самые выразительные фотографии на тему «Бабы рязанские» и самые интересные рассказы о раритетах, доставшихся от бабушек, ждут призы от Музея леденца и ресторанов «Графин» и «Старый Мельник»

Фото Анатолия Струнина

Последние новости

В уральской столице по инициативе Екатеринбургского отделения Всемирного русского народного собора начата большая дискуссия о содержательной концепции духовно-просветительского центра при храме святой Екатерины, который сейчас проектируется. Учёные, представители общественности и Екатеринбургской епархии собрались за круглым столом, чтобы обсудить, как именно сделать достоянием горожан всю историю их малой Родины. Позиции участников этой дискуссии на события, происходившие в разное время в городе, отличаются. Однако все сходятся в одном: сеять зёрна раздора между горожанами нельзя.
Плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами для владельцев квартир начисляется, исходя из площади жилья, в частных домах учитывается количество прописанных. Такую схему намерены применить в Иркутске. Соответствующее обращение в областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта подготовила горадминистрация, на прошлой неделе его поддержала Дума города. При этом парламентарии пришли к выводу, что идеальным вариантом была бы плата за тот объём мусора, который образуется фактически. Но применять такой подход в отношении физических лиц пока не позволяет действующее законодательство.
Инспекторы центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Курганской области оказывают содействие в реализации региональной государственной программы по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, которая предоставляет населению возможность сдать хранящиеся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества и получить за это вознаграждение.
На прошлой неделе в БФУ им. И. Канта состоялся форум молодежных медиа «Наука в цифре». Эта профессиональная школа для молодых научных коммуникаторов собрала калининградских школьников и студентов, будущих журналистов и сотрудников медийной сферы.
На три дня, с 6 по 8 января, Шуя станет местом притяжения гостей не только из региона, но и со всей страны. Одна из изюминок – световая инсталляция Спасского храма, который был взорван в 1930 г. Город на Тезе можно считать духовным центром региона – здесь до революции было 23 храма.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета