Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ХАЮТ Леонид Александрович

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

15.12.2017, 13:08

Армянская церковь и идентичность: владимирское измерение

22.09.2017, 05:19
 
«Владимирские ведомости» начинают новый проект «Много народов — одна страна». Мы расскажем о том, чем живут наиболее многочисленные и активные национальные диаспоры города, как они, оставаясь гражданами России, сохраняют здесь, вдали от исторической родины, свой язык, культуру, традиции. Право слово, опыт многих владимирских диаспор может быть взят в пример и коренными русаками...
 
Церковь как маленькая Армения
 
Армяне во Владимире, как и во всей России, живут в дружбе и согласии с местными вот уже сотни лет. Да и не могло быть иначе в отношениях двух наших стран и народов. И русские, и армяне не только столетиями жили бок о бок, но и не раз и не два плечом к плечу выходили на бой против общих врагов.
 
Но открытие в августе армянского храма Григория Просветителя во Владимире стало особым событием для владимирской армянской общины. Об огромной, ключевой роли армянской церкви в сохранении национальной культуры «ВВ» рассказал настоятель храма иерей Гарник Лорецян.
 
- Почему для армян было так важно построить этот храм?
 
- Роль и значение церкви для всех армян веками было равно такой же потребности, как воздух и вода. Армяне жили во многих странах мира, и начиная с I века н.э., когда среди армян апостолы Христа Фаддей и Варфоломей стали распространять христианство, мы везде, где жили, строили храмы. Армения, кстати, была первой страной мира, где христианство стало государственной религией (в 301 году).
 
За пределами исторической родины церковь для армян - и Божий дом, и маленькая Армения. Армянская апостольская церковь не только дает нам духовную пищу, но и обеспечивает сохранение всей нашей национальной идентичности. Языка, литературы, музыки - всего того святого, что веками передавали нам предки. На армянской церкви лежат два сладких бремени: дать духовную пищу народу и сохранить народное достояние.
 
- В наше время, наверное, не все так воцерковлены, как в старину...
 
- Да, как и во всем мире, многие нынешние владимирские армяне еще не входили в церковь, не ощутили еще всей этой святой ауры. Не обязательно армянской церкви, а вообще — любой церковной ауры. Но и сегодня, когда люди входят в храм, Господь свое дело делает. С каждым посещением люди ощущают чистоту и доброту святыни. Лед в их сердцах тает. Они начинают задумываться. Это сложный путь, но с Божьей помощью все будет идеально. Армяне будут ходить в свой храм, слушать нашу музыку, читать армянскую литературу, захотят, чтобы дети изучали родной язык, историю Армении, научились танцевать национальные танцы...
 
- Вы имеете в виду армянскую школу, которая работает в армянском культурном центре рядом с храмом. Кстати, как в школе совмещается светское и религиозное преподавание?
 
- Обычно по всему миру: в Америке, Австралии, Иране, Турции, Европе - именно армянские церкви открывают школы. И эти школы принадлежат церквам. Однако эти школы не называют церковными, потому что религиозное и светское преподается в единстве.
 
Во Владимире получилось по-иному: изначально школу открыла армянская община, когда храма еще не было. И сейчас именно община по-прежнему занимается организацией занятий. Однако мы видим, что с открытием церкви люди проявляют больше интереса к школе. Вместе с армянским центром мы будем работать над тем, чтобы у людей росло и желание учиться в армянской школе.
 
Думаю, посещать школу могут дети, начиная с 4-5 лет. Недавно один по виду русский парень пришел к нам и рассказал, что отец его армянин. И теперь его сын хочет выучить армянский язык. Ему где-то 35-37 лет... Мы сейчас как раз формируем ту духовную часть преподавания, которую сможем дать в нашей школе. Делать это надо с учетом возраста учеников. Например, Закон Божий я хотел бы преподавать взрослым. А с маленькими детьми надо очень осторожно говорить о вере. Если мы попытаемся говорить с ними сразу о глубоких духовных темах, дети воспримут их как сказки.
 
Для нас важнейшая цель состоит в том, чтобы любой желающий смог учиться армянскому языку. Это очень важно.
 
- Как возникает интерес к армянскому языку и культуре у представителей других народов?
 
- Яркий пример - это великий английский поэт лорд Байрон. Когда он жил в Вене, где есть армянский монастырь Святого Лазаря, то прочел несколько переведенных для него глав «Книги скорбных песнопений» Святого Григория Нарекаци, великого для армянской церкви святого X века. Байрон пришел в восторг! И захотел учить армянский язык, чтобы прочесть эту книгу в оригинале.
 
Или вот современная ситуация. Недавно ко мне в храм приехала пожилая пара из Александрова. Оба русские. Он — воин-афганец. В Афганистане его спас сослуживец-армянин. С тех пор этот русский человек любит все армянское, прочел много армянских книг. А его жена так хорошо знает историю армянской церкви, что мы просто изумились!.. Среди других конфессий и религий
- Что вы, священник Армянской апостольской церкви, почувствовали, приехав во Владимир?
- Да, мне есть с чем сравнить. Год я служил в Петербурге, семь лет в Эстонии, шесть с половиной лет - в Узбекистане. И вот уже два года я здесь, во Владимире. Как только приехал во Владимир, пошел в городскую администрацию. Представился, принес мое назначение от владыки нашей Ново-Нахичеванской и Российской епархии, архиепископа Езраса Нерсисяна. С того дня началась наша совместная работа с владимирцами. Меня познакомили с представителями ислама, католической церкви. А к владыке Евлогию я решил пойти сам. С первой же встречи ощутил добрый свет и благословение, исходящие от него. С тех пор при каждой встрече получаю от владыки благословения и добрые слова.
Очень важно то, что глава владимирской православной епархии благословил строительство нашего храма во Владимире. Это было великодушное выражение братской любви и поддержки. Скажу без лести, что во Владимире я себя чувствую в центре православия, на святой земле. Поэтому люди здесь в большинстве своем добрые и общительные.
- А как вы воспринимаете верующих других конфессий и религий?
- Расскажу о случае из моего опыта того времени, когда я служил в Узбекистане. Узбекская семья приютила пожилого армянина, который в силу обстоятельств приехал из России в Узбекистан, попал в больницу и оказался на улице. Эта узбекская мусульманская семья взяла его к себе жить и содержала его 10 дней. Чужого человека другой религии!
Я больше чем уверен, что в таких ситуациях для Бога самая радостное чувство в том, что творится Его общечеловеческое наставление: гость - это святое. Это сказано и в Ветхом завете, и в Новом, в исламе и в христианстве.
Разные религии для меня - это как разное понимание того, что есть источник света. Для одного источником света может быть солнце, для другого - свеча, для третьего - луна. Вот и в разных религиях есть разные источники света. И у каждой религии своя истина. Для нас источник света — христианство. Но когда видишь, что представитель другой религии руководствуется тем же пониманием, любое разделение уходит на задний план.
Конечно, у всех восточных православных церквей, к которым относятся и русская, и армянская церкви, гораздо больше общего, чем особенного. Разделение между ними чисто символическое. Мыслят православные церкви в целом одинаково.
- Отец Гарник, есть какой-то секрет в том, почему армянам при сохранении своей самобытности удается жить по всему миру в согласии с другими народами?
- Открою этот секрет: у армян есть внутренняя потребность доказать, что они - представители лучшей традиции, народных святынь. И доказывать это они стараются всей своей жизнью, где бы они ни жили. Для народов, среди которых живут армяне, мы всегда стараемся делать все возможное, чтобы доказать, что мы - достойные граждане своей страны и неотъемлемая часть того народа, среди которого живем.
СКАЗАНО
Руководитель армянской диаспоры города Владимира Сергей Яжан:
- Очень многое роднит народы России и Армении, в том числе и наша вера. Большой разницы между Армянской апостольской и Русской православной церковью нет. До открытия армянской церкви многие из нас посещали местные православные храмы. У меня, как и у многих других армян, много русских друзей. Очень велико количество браков между армянами и русскими.
Поэтому я всегда говорил и вновь повторю: вера и единение - это путь к процветанию и Армении, и России.
Пожалуй, самый яркий пример такого единения во Владимире — это помощь областных и городских властей в строительстве и открытии нашей армянской церкви. Губернатор области Светлана Орлова, мэр Ольга Деева, глава администрации города Андрей Шохин лично уделяют огромное внимание сохранению, развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных связей во Владимире и во всем регионе.
ФАКТ
В армянском храме Григория Просветителя города Владимира, как и во всех других армянских церквах, службы идут на древнеармянском языке. А поют на службах русские хористы. Делают они это, по словам отца Гарника, очень правильно и красиво.
Александр Известков
 
Узнать о событиях в армянской общине, церкви и школе города Владимира можно на сайте  www.armlus.ru.
 
Фото: Наталья Ларина
Источник: газета «Владимирские ведомости», г. Владимир, Владимирская область

Последние новости

В министерстве автомобильных дорог Чеченской Республики под председательством первого заместителя министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Председателя Совета директоров АО «КСК» Одеса Байсултанова состоялось совещание по вопросам готовности ВТРК «Ведучи» к открытию первого горнолыжного сезона, которое состоится в конце января 2018 года.


Городу Гороховцу на будущий год стукнет 850. Солидный возраст райцентра подтвержден документально. Начал «кампанию по состариванию» местный краевед Николай Иванович Андреев: раньше считалось, что Гороховец моложе на 71 год. Высокая комиссия согласилась с доводами изыскателей, и в 2014 году итогом большой подготовительной работы (в основном, муниципальных чиновников и при поддержке АВО) стал президентский указ о праздновании юбилея. «Ура! Свершилось! Потекут к нам федеральные миллионы - заживем!» - размечтались гороховчане. Сбылись ли надежды? Корреспонденты «ВВ» искали ответ в прогулках по предъюбилейному Гороховцу.


Жительница села Уэлькаль Людмила Сальникова вернулась из канадской Оттавы, где принимала участие в саммите Инуитского приполярного совета (ICC) по управлению дикой природой. На его площадках эскимосы Канады, Аляски, Гренландии и Чукотки обменялись опытом в области традиционного природопользования, обсудили вопросы повышения уровня благосостояния и продовольственной безопасности инуитов.


Две школы — чувашскую и белорусскую объединило искреннее уважение к подвигу уроженца Чувашии лейтенанта Николая Волкова, организовавшего в 1941 году в белорусском городе Гродно первую подпольную антифашистскую организацию на оккупированной территории Советского Союза. В ядринской школе № 2, где когда-то учился герой, его именем назван кадетский класс. А в Гродно имя Николая Волкова носит одна из улиц и 35-я школа. Так что образовательные учреждения просто не могли не подружиться, а на днях между ними был подписан договор о сотрудничестве.


Хочется назвать его главным герольдом страны — совсем как во времена средневековых рыцарей! Впрочем, его официальная должность тоже звучит вполне почтенно: исполнительный директор правления Союза геральдистов России.


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета