Арс-Пресс

Адыгея (Республика Адыгея)

Красноярский край

Новгородская область

Чувашия (Чувашская Республика)

Тюменская область

Липецкая область

Владимирская область

Ярославская область

Смоленская область

Омская область

Московская область

Приморский край

Республика Татарстан

Воронежская область

Калужская область

Ростовская область

Липецкая область

Свердловская область

Вологодская область

Алтайский край

Калининградская область

Кабардино-Балкария (Кабардино-Балкарская Республика)

Белгородская область

Архангельская область

Забайкальский край

Удмуртия (Удмуртская Республика)

Коми (Республика Коми)

Тыва (Республика Тыва)

Мордовия (Республика Мордовия)

Саха (Республика Саха (Якутия))

Рязанская область

Самарская область

Сахалинская область

Республика Северная Осетия-Алания

Смоленская область

Амурская область

Республика Башкортостан

Ненецкий автономный округ

Томская область

Камчатский край

Адыгея (Республика Адыгея)

Алтай (Республика Алтай)

Астраханская область

Брянская область

Бурятия (Республика Бурятия)

Волгоградская область

Дагестан (Республика Дагестан)

Еврейская автономная область

Ивановская область

Ингушетия (Республика Ингушетия)

Иркутская область

Калмыкия (Республика Калмыкия)

Карачаево-Черкесская Республика

Карелия (Республика Карелия)

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край (Кубань)

Крым (Республика Крым)

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Марий Эл (Республика Марий Эл)

Мурманская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Новосибирская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Псковская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Севастополь

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия (Республика Хакасия)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Челябинская область

Чечня (Чеченская Республика)

Чукотка (Чукотский автономный округ)

Магаданская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

26.04.2019, 14:55

ПРЕСС-ТУР «ОТКРЫТИЕ ИЗРАИЛЯ»
Евреи и прочие - 7
Штрихи к портрету

08.10.2016, 02:08
 
Юрий Расторгуев, главный редактор газеты «Весть», г. Калуга, член АРС-ПРЕСС
 
Окончание (начало 09.08.2016, 16.08.2016, 23.08.2016, 05.09.2016, 12.09.2016, 28.09.2016)
 
7. Штрихи к портрету
 
Вот и подошли к концу мои израильские путевые заметки. Конечно, многое осталось за кадром. Ну, да обо всем не расскажешь. Завершить повествование хотелось бы еще несколькими штрихами к собирательному еврейскому портрету.
 
 
Кого вообще можно считать евреем? На первый взгляд ответ прост. Настоящим, или галахическим (Галаха – традиционное еврейское религиозное право), евреем считается человек, рожденный матерью-еврейкой или принявший иудаизм. Однако, пообщавшись с евреями, я пришел к выводу, что все куда сложнее и критериев истинного еврейства значительно больше. Эти критерии являются предметом жарких споров и в религиозной, и в светской среде.
Приоритет материнской линии в происхождении еврея имеет целый ряд объяснений. Евреи библейских времен, кстати, вели род по отцу и, лишь рассеявшись по миру в результате римского завоевания, стали вести его по матери. Может быть, потому, что еврейских женщин очень часто насиловали представители других народов, или потому, что слишком много евреев-мужчин было истреблено?
Стать евреем через веру очень непросто – прозелитизм, то есть стремление обратить людей в свою веру, в иудаизме не развит. Каноническая процедура принятия иудаизма – гюир – далеко не ограничивается банальным обрезанием крайней плоти (речь о мужчинах, конечно же), она может растянуться на годы.
Вообще нынешние евреи – это представители разных этносов. Две основные субэтнические группы – ашкеназы и сефарды. Более светлые ашкеназы – жители Центральной и Восточной Европы, более темные сефарды – восточные, средиземноморские евреи.
Сейчас в еврейской среде появляется мода на ДНК-тесты с целью определения своего происхождения. Многим хочется доказать, что они истинные сыны колена Иудина, Ливиева или Вениаминова. Коллеги рассказали об одном ну уж очень ортодоксальном еврее, прошедшем тест и выяснившем, что никакого отношения ни к одному из колен Израилевых он не имеет, а ведет происхождение от хазар – принявшего более тысячи лет назад иудаизм тюркского кочевого народа.
Так что этническая составляющая в еврействе – не главное. Главное – общность религии, национального самосознания и духовного наследия.
 
Что едят евреи? В Израиле меня крайне удивило то, что на завтрак в отелях ни в каком виде не подают мяса. Тогда как на обед и на ужин его – сколько угодно, но нет, например, сыра. Евреи на мой вопрос пояснили: мол, в Торе сказано: «Не вари ягненка в молоке матери его», то есть нельзя смешивать в одной трапезе мясное и молочное. Это одна из многочисленных заповедей кашрута – системы ритуальных правил, определяющих соответствие Галахе пищи и не только.
Кашрут предписывает евреям есть мясо только парнокопытных жвачных животных - оно кошерно. А вот мясо зайца, жующего жвачку, но копыт не имеющего, или свиньи – парнокопытной, но не жвачной – нечистое, трефное. Причем забито кошерное животное должно быть кошерным способом – очень острым ножом плавно по горлу. Именно поэтому резник – очень уважаемая и высокооплачиваемая профессия. Нож не должен дрогнуть в его руке: малейший прокол тканей его острым концом или рваное движение – и мясо становится трефным.
С рыбой тоже интересно. Критерии кошерности рыбы – наличие плавников и чешуи. Таким образом, осетрина и черная икра некошерны (а вот красную икру можно есть без опасения прогневить Бога).
Трефны также все насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, морские «гады» (например, креветки, раки) и продукты их жизнедеятельности. Исключение составляет только мед, который не считается продуктом жизнедеятельности пчелы.
Религиозные евреи строго придерживаются кашрута, порой даже слишком. Есть такой анекдот. Попадает хасид (представитель иудейского мистического учения) в рай. Там его сажают за стол, предлагают райские яства. «А кто у вас следит за кошерностью пищи?» - спрашивает он. «Как кто, сам Господь Бог». - «Ну, тогда я, пожалуй, зелени пожую».
Однако далеко не все евреи религиозны. Есть и такие (в основном выходцы из республик СССР), кто не гнушается трефным. Рассказывали про одного доктора из России, который из чувства протеста ест по субботам свиной шашлык. Кстати, свинину в Израиле купить можно – в «русских» магазинах. И свиней здесь выращивают, только в свинарнике должен обязательно быть пол, чтобы нечистое копыто не ступило на святую землю (раньше думал, это анекдот, но, по словам израильтян, – сущая правда. Может, все-таки шутят?).
 
Как одеваются евреи? Скажу о мужчинах: в одежде женщин никаких религиозных заморочек не заметил. Большинство евреев носят на темени кипу, иначе - ермолку. Это значит: «Я всегда думаю о Боге, нахожусь под его сенью, моя голова покрыта всегда как во время молитвы». Часто поверх кипы надевают черную шляпу или старинного покроя кепку-каскет. По торжественным поводам хасиды носят штраймбл – ермолку, отороченную лисьими или собольими хвостами.
Часто на улице можно встретить мужчин, у которых под верхней одеждой надет талит-катан – четырехугольный кусок материи с отверстием для головы и кистями по углам. Кисти-цицес с ритуальными узелками обязательно свисают поверх брюк.
Важный атрибут религиозного еврея – пейсы – длинные локоны на висках, ибо сказано в Торе: «Не стригите краев головы вашей». А хасиды носят еще и бороды, не знающие ножниц: «И не порти края бороды твоей».
Вообще, одежда религиозных евреев очень отличается в зависимости от их происхождения. Например, потомок любавичских хасидов одет совершенно иначе, чем отпрыск хасидов калинских или литваков.
 
Почему Израиль такой зеленый? В предыдущих публикациях я не раз заострял внимание на том, как легко отличить землю Израиля от соседних территорий – она вся в зелени. И это при том что речь в основном идет о пустыне. Причина тому – система капельного полива. Трубки с медленно капающей из дозаторов водой подведены здесь почти к каждому дереву, кусту, травяному газону.
Капельное орошение очень эффективно экономит воду, а это очень важно, учитывая ее крайний дефицит. Еще оно, по сравнению с обычным поливом, экономит энергоресурсы, уменьшает трудозатраты, эрозию почвы, количество сорняков. Именно благодаря капельной технологии пустынный Израиль – мировой экспортер фруктов и овощей. Приходилось видеть в продаже молодой израильский картофель даже в Белоруссии.
 
Правда ли, что у евреев особое чувство юмора? До поездки в Израиль я думал, что еврейский юмор – это чисто одесский феномен. Теперь скажу: каждый из евреев, с которыми довелось общаться в Земле обетованной, может пошутить не хуже Жванецкого.
Едем из Цфата в Тель-Авив, останавливаемся на заправке. Спрашиваю у коллеги Николая (того самого, у которого для заголовка к циклу своих статей я «украл» название книги):
- Далеко еще ехать?
- Не знаю, сейчас у Романа спросим. Рома, где мы?
- В Изра-аиле, - ни на секунду не задумываясь, отвечает Роман Иделович Спектор.
Или такой диалог двух евреев:
- Откуда эта девушка родом?
- Из детства.
Но больше всего меня потряс Алекс Кагальски, пресс-секретарь посольства Израиля в России. После одной из многочисленных встреч выражаю ему свое восхищение программой пресс-тура:
- С каждым разом мы все глубже погружаемся в жизнь Израиля, одна встреча другой интересней. Может, вы нам под конец и «Протоколы сионских мудрецов» покажете?
«Протоколы сионских мудрецов» - якобы тайная рукопись, в которой излагаются планы евреев на мировое господство. На самом деле – антисемитская подделка конца XIX века.
- Нет, не покажем, - с серьезным лицом отвечает Алекс. - Они сейчас у корректора… - и многозначительно указывает пальцем на небо.
Евреи любят и умеют поиронизировать над собой:
- Он при Союзе сидел в тюрьме за еврейские дела.
- За какие это еврейские дела?
- Кровь христианских младенцев пил.
 
* * *
 
На первом курсе истфака мы изучали древнерусские летописи. Помню, как поразила меня одна фраза из описания народного восстания в Киеве в 1113 году: «кияне же… идоша на жиды и разграбиша». Напрашивались два вывода. Первый: уже в начале XII века в Киеве было большое количество евреев, наверное, даже еврейский квартал. Второй: уже в начале XII века на Руси происходили еврейские погромы.
Разговоры в пресс-туре, конечно же, не раз касались христианской темы. Странно: наши собеседники-евреи вдруг на полном серьезе начинали приводить доказательства непричастности своих предков к казни Христа: осудил-то Иисуса не синедрион, а Понтий Пилат, и распяли его не евреи, а римляне-легионеры. «Неужели они считают, что мы по сей день виним во всем евреев? Тем более что и сам Спаситель в своей человеческой сущности, и первые его апостолы были чистокровными представителями избранного народа», - думал я.
И то, что еврейские организации по всему миру каким-то одним им ведомым способом замеряют уровень антисемитизма в той или иной стране, сперва показалось мне… ну, не совсем адекватным реальности, что ли. Кстати, этот уровень в России сегодня куда ниже, чем в наводненной мигрантами-мусульманами Европе. Однако нет-нет да и у нас случится какой-нибудь инцидент. Вот на днях в московской синагоге бесчинствовал психически больной русский жидоед…
Евреи – великий народ. Не численностью, конечно, измеряется это величие, а тем, что дали они человечеству – мировой науке, культуре, политике, экономике. Да что говорить, в основе двух из трех мировых религий лежит иудаизм. И мера горя и бедствий в судьбе этого народа под стать его величию.
И сегодня, спустя столетия обретя наконец историческую родину, они живут там как на пороховой бочке. Живут, рожают детей, сражаются, торгуют, изобретают, творят. И шутят.
 
Фото автора.
 
Автор выражает благодарность министерствам иностранных дел и общественных связей Израиля, посольству Израиля в России (отдельное спасибо господину Алексу Кагальски), Альянсу руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), Сионистской федерации России, Евроазиатскому еврейскому конгрессу (ЕАЕК) за предоставленную возможность поучаствовать в пресс-туре «Открытие Израиля».






Последние новости

В КГУ состоялся образовательный практикум Союза журналистов России (СЖР) «Инфорум-2019». Он собрал свыше 200 участников, среди которых федеральные эксперты в области массмедиа, представители региональной власти, руководители и журналисты СМИ, блогеры, медиаменеджеры, студенты факультетов журналистики.


В этом году Московская область отмечает свое девяностолетие. Этой дате мы посвящаем самые сюжеты о ярких событиях и интересных людях округа. Сегодня речь пойдет о светлом месте, основанном удивительными людьми. Музей Великой Отечественной войны скромно расположился в окружном Доме офицеров. Он хранит память об одном из самых трагических событий в истории страны. Об экспонатах музея и его создателях – Дарья Борисова.


Во Владивостоке в музее имени Арсеньева в начале мая завершается так полюбившаяся многим жителям и гостям города выставка «Клады. Сокрытое до времени». На ней представлены различные экспонаты, которые не только отражают историю нашей необъятной страны, но и судьбы людей.


Уважаемая редакция газеты "Красноярский рабочий"! Очень хочется, чтобы вы напечатали нашу статью, в которой говорится о плачевном состоянии в здравоохранении, в частности, в нашем городе.

В местной газете в январе напечатали интервью с министром здравоохранения В. Денисовым, и Виталий Степанович говорил, что главная задача -- это сохранение районных поликлиник, больниц, ФАПов и т. д.


Ещё лет двадцать назад, когда добраться до Свияжска можно было лишь по волжской глади на «Метеоре» или «омике», меня, жителя Зеленодольска, манил этот таинственный остров. В хорошую погоду, когда над Волгой не было тумана, его было видно из окна нашей городской многоэтажки. Помню, как, подолгу стоя у окна, я всматривался в белые силуэты стен и башен древней крепости.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета