Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

22.11.2019, 17:45

Татьяна Дмитриева: Не перекрывать туристам дорогу

 

Громадье планов могут сдерживать небольшие нюансы

О развитии туризма сейчас говорят и пишут немало. Внутренний туризм провозглашен важной частью экономики регионов, в этой сфере разрабатываются масштабные проекты, в том числе и федерального значения. На форумы по продвижению туризма съезжаются сотни и тысячи участников, которые находятся в постоянном поиске новых идей по превращению местности в рай для туристов и механизмов по воплощению их в жизнь. А понятие туристический бренд стало почти священной коровой.

При всем при этом существует «три кита», без которых невозможно осуществить никакую идею в этой индустрии: вовлечение в дело местных предпринимателей, дороги и парковки, общепит и места общего пользования. Но именно до них часто так и не доходят руки при строительстве туристической Мекки. Об этом мы поговорили с методистом республиканского Информационного туристского и культурного центра Чувашской республики Татьяной Дмитриевой.

– Татьяна Анатольевна, недавно вы побывали у коллег в славном городе Сочи, где туристическая, а вернее курортная отрасль, действительно важная, если не главная, составляющая экономики региона. И там есть чему поучиться в плане работы с туристами?

– Я всегда смотрю, как работают другие, чего нам не хватает, как люди принимают гостей, как ведут с ними работу. В Сочи невооруженным глазом заметно, что работа с гостем начинается сразу, уже в поезде. Вот едете вы на Красную поляну, на Роза-хутор, и уже в электричке кто-то начинает предлагать вам экскурсии, рассказывать о них. У нас этого пока нет. С железнодорожным транспортом нам вообще очень тяжело работать. Потому что все туристическое здесь идет через одну рекламную компанию, которая находится в Москве и цены на все там естественно московские.

– Это как-то и где-то обсуждалось, чтобы в Чебоксарах, например, начинали работать с туристами уже на подступах к городу?

– Это давняя тема. Конечно, просто необходимо, чтобы в поезде Москва-Чебоксары обязательно были бы какие-то информационные листовки. И об экскурсиях, и о достопримечательностях. Московская компания нам говорит: «Нет проблем. Одна листовка – 40 рублей!» Прикиньте, сколько это надо на один поезд. Суммы!

– Считается, что у нас такой большой туристический бизнес?

Фото visitvolga.ru: Туристы в Чебоксарах в первую очередь видят Речной порт, Московскую набережную и Красную площадь. И уже хотя бы здесь для встречи гостей все должно быть красиво, удобно и доступно.

– Видимо, да. К тому же, например, нельзя объявить на вокзале об экскурсии, о сборах групп. Это тоже преференция рекламной компании, что в Москве. Нам разрешается лишь поместить на вокзале проспекты, карты. Допускаются рекламные стойки. Это уже хорошо. Правда, их далеко не все при этом замечают. И стойки эти на самоокупаемости Туристско-информационного центра.

– А как с той же самой компанией работают в Сочи?

– Как мне сказали, у них все экскурсоводы числятся в Национальном парке. Они на окладах. У нас нет ни одной фирмы, которая может держать экскурсовода на окладе.

– В Сочи в каждом санатории сидит человек, продающий экскурсии.

– В каждом санатории, скорее всего, сидит человек от него самого. И санаторий получает за счет этого дополнительные деньги. Цены на экскурсии в санатории и за его пределами разнятся. Бизнес старается быть ближе к людям. Например, в Йошкар-Оле и Казани тоже идут на хорошие уступки всем, кто работает с группами. Потому что группа – это хорошие деньги для любой компании.

– Да, наверное, лучше брать за образец успехи соседей. В Сочи поток туристов не сравним с нашим.

– Почему же? Всегда и всюду есть чему поучиться. Мы разговаривали с Дмитрием Богдановым, директором сочинского «Знания», который из «убитого» санатория сделал «конфетку». Да, они снизили цены, сначала привлекали демпингом, и у них есть специальные программы для пенсионеров-военнослужащих и просто для пенсионеров. Но однажды даже местный океанариум попросил у них помощи, обратившись как к менеджерам. И вот они уже запустили общегородской конкурс на лучшую экскурсию по океанариуму. Победители там выигрывали путевки в Турцию. Хороший приз – это огромная мотивация. У нас тоже проводят конкурсы в области туризма, но получают за победы папку с табличкой, что ты победитель конкурса.

– Но вот был же конкурс на прошлый Новый год, наградой за который было посещение туристского комплекса на сутки.

– Это было удивительно для нас тогда, и, скорее, исключение из правил. Но бесплатный поход в музеи был единственным призом для просто участников. А это не мотиватор.

– К тому же даже в этой поездке было очень заметно, какие проблемы наваливаются с транспортом, стоянками, общепитом.

– С транспортом все очень проблематично. Во-первых, люди, которые собираются ехать путешествовать по Поволжью, хотят все забронировать заранее. Гостиницу, например. Но поскольку Чебоксары – железнодорожный тупик, билеты можно купить только до станции Чебоксары. Если хочешь ехать дальше, в Йошкар-Олу или Казань, все непредсказуемо. Нет продаж билетов через интернет на автобусы, как нет и нормального, свежего расписания. Люди просто не знают, как ходят автобусы. Поэтому, не зная как добираться дальше по маршруту, не едут вообще.

– То есть закрывают для себя этот пункт?

– Да. Им проще приехать в Казань и покупать все там, а оттуда мигрировать дальше. Теперь нас в этом стала обходить и Йошкар-Ола. Там уже научились находить к туристам подходы. Летом работают театры, многие точки, которые у нас закрываются на каникулы. В этом году мы посмотрели там с туристами фольклорную программу в театре. Все были в восторге. Этническая тема очень интересна для туристов.

– Разве у нас нет фольклорных программ?

– В принципе, есть. Но такие программы мы не можем оформить официально как туристские. А наши театры никак не могут сделать ни одной программы для туристов. То же самое и по другим темам. В Йошкар-Оле есть, например, музей сыра, где проходит дегустация местных продуктов. Это сегодня самое то, что нужно людям. А у нас в этом русле не работает никто. Сколько бы я ни общалась с кондитерской фабрикой, с заводом, где делают мороженое – все безответно. Все фирмы Подмосковья или Владимирской области, других областей уже работают с этим. Туристы постоянно ездят на Ногинскую фабрику мороженого, на фабрику «Красный Октябрь», в Нижнем Новгороде на фабрику елочных игрушек. Фабрика мороженого имеет с каждого туриста по 100 рублей, делит их с турфирмой. Всем интересно. У нас – никому не интересно. Ни одно промышленное предприятие не пускает людей. Музеи люди посмотрели, а новое не появляется.

– Из нового – Музей чувашской вышивки открылся.

– Музей вышивки хорош. Но здесь опять проблема транспорта. Вернее, стоянки. Ни один автобус встать там не может. Вот чем должны заниматься власти города и республики, говоря о развитии туризма – делать по максимуму удобными объекты показа для туристов. И дать преференции местному туристическому бизнесу. Если музею, тем более государственному, требуется стоянка, ее надо обустроить! Мы бессчетное число раз говорили ГИБДД, что у музея нет возможности поставить автобус. Если там рядом припаркованы какие-то машины, то автобусу приходится уезжать на Красную площадь, и оттуда потом людям пешком возвращаться в музей.

– А это довольно далеко.

– Да. К тому же отсутствие нормальных парковок не позволяет покормить людей. Например, хорошее кафе. А автобус около него не поставишь. Мы нашли в городе лишь парочку точек общепита, куда можно припарковаться без проблем.

– Проблема может быть и не проста. Но она обсуждалась хотя бы?

– Обсуждения, увы, пока ни к чему не приводят. К тому же, пока Минкультуры занималось туризмом, весь туризм сводился к проведению праздников и фестивалей. Хотя по большому счету именно фестивали – это просто убийство для туризма. Потому что на большие праздники с раннего утра перекрываются все главные улицы и площади. А это закрытие для туристов всех путей, город они уже толком не посмотрят. И это еще когда знаешь о городском и республиканском мероприятии, а бывают еще и корпоративные. И, правда, мы просто в ужасе от этих перекрытий.

– А в других местах спрашивали, есть у них такая проблема, как они ее решают?

– Например, в Казани самый главный объект – Кремль. Возле него стоянка всегда свободна для автобусов, другие машины туда встать не могут. У нас самый главный показ идет на Красной площади и возле набережной. И автобусы на праздник туда уже не пускают. Только если заранее и задолго напишешь подробный документ. Но такого в туризме не бывает.

– Из-за вопросов безопасности практически закрылся детский туризм.

– Просто в этом деле нужны внятные правила. И чтобы эти правила в первую очередь хорошо знали те, кто требует их выполнения. Мы недавно были в Нижнем Новгороде на микроавтобусе с детьми. И проверяющие записали нам, что у нас нет схемы рассадки школьников. Хотя был список школьников с указанием мест, то есть представитель транспортной полиции толком не знала о том, что требуется не схема, а документ о рассадке. А водителя чуть не оштрафовали на 150 тысяч, правда, на первый раз простили! Поэтому водители в таком режиме отказываются ездить. Или от нас заранее требуют схему опасных участков. Но откуда мы знаем о них, если в ГИБДД такие схемы нам не дают. И таких документов должно быть 8-10! К тому же самим школам нужно еще разрешение от родителей. И все директора у нас сейчас просто не подписывают приказы.

– Возвращаясь к парковкам. Сейчас хотят реконструировать Красную площадь. Эксперты по туризму участвовали в обсуждении?

– Если сделают платный проезд, то придется платить. Но, с другой стороны, вот сделали платный въезд на железнодорожный вокзал. Так сейчас туда ни один автобус въехать не может, такой там угол, что крупный автобус не пройдет. Хотя нужно встречать людей на вокзале. А автобус теперь стоит далеко за парковкой, где-то на трассе, и каждый раз все водители нервничают, потому что на остановке стоять нельзя.

– Сколько же времени со всем этим сплошные нестыковки! Ведь что-то постоянно планируется, обещается.

– Людмила Пронюхина, которая уже 40 лет в туризме, говорит: «Сколько живу и работаю, все время обсуждались парковки и туалеты». Туалетов как не было, так и нет. Все туристы едут из других регионов обычно в ночь. Утром они приезжают либо в Казань и потом едут в Йошкар-Олу и Чебоксары, либо в Чебоксары приезжают с утра, а потом едут в Йошкар-Олу и Казань. И у нас в городе я нашла только один туалет, работающий в 6 утра, возле храма Новомучеников Российских, больше открытых туалетов в городе не найдете. То есть, это называется – идите лесом. Кстати, в лес и кусты ни одна турфирма по правилам выпускать людей не должна. Во-первых, от больших автобусов проседает обочина. Во-вторых, в лесу могут быть змеи. А такие случаи бывали, когда змеи кусали туристов.

– Есть же по дороге кафе, с которыми договариваются турфирмы. За рубежом в основном работа только с этими кафе.

– От Москвы до знака «Чебоксары» есть. А вот дальше, от Хыркасов до Йошкар-Олы нет, в сторону Казани — возле Андреево Базары, и то только для индивидуальных поездок, а в сторону Саранска — только в Кудеихе, в кафе.

– У нас же планировался проект туристической инфраструктуры, который все это включает.

– На трассе, что идет через Цивильск-Свияжск, только одна АЗС, где все есть. А так на один автобус по нормативам должно быть как минимум пять туалетов. Это нам сообщали на семинарах специалистов по сертификации туристских маршрутов и объектов – через каждые 100 км должны быть как минимум пять кабинок. Это просчитывалось. Где у нас на трассах найти пять туалетов от Никольского до Казани, чтобы там мог остановиться автобус?

– Чем тут можно помочь? Дать деньги предпринимателям?

– Насколько я знаю, в Казани, например, чтобы обновить исторический центр, давались льготы для тех, кто за свой счет восстанавливал дом в центре города, какие-то преференции. По идее это должно быть везде для компаний, которые работают на туристов.

– Сейчас туризм передали в Министерство экономического развития.

– Пока никаких пертурбаций не начиналось. Но Минэк, по идее, больше может сделать для туризма. Я знаю, что в Кировской области туризм давно уже в руках Минэка. И у них дела пошли лучше. По крайней мере, чувствуются финансовые потоки и работа с предприятиями. Потому что всегда интересно, как в других местах живут люди и чем зарабатывают.

 

Опубликовано: 25 декабря 2018 г

Последние новости

22 ноября – день рождения Марии Николаевны Христофоровой, генерального директора ООО Медиагруппы «Ситим» (г. Якутск, Республика Саха-Якутия), члена АРС-ПРЕСС.
22.11.2019 18:56 /
До сих пор под впечатлением от церемонии награждения победителей Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг-2018», где мне, как организатору пресс-тура «Узнаем Россию вместе» в подмосковном Клину, посчастливилось побывать. Безусловно, «Золотой Гонг» стал авторитетным конкурсом профессионального мастерства с 25-летней историей, площадкой для профессионального роста региональных журналистов.
22.11.2019 08:10 /
Реализация проекта позволит создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников в форматах непрерывного образования, в том числе по цифровым компетенциям, а также привлечь работодателей к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования, включая стажировки.
Благодаря усилиям краеведа и журналиста Константина Карпухина установлена точная дата создания Красноярской региональной организации Союза журналистов России.
Весной этого года команда журналистов, режиссеров и сценаристов – членов свердловского отделения Гильдии межэтнической журналистики – отправилась в экспедицию, итогом которой стал фильм о пересечении истории и культуры трех стран.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета