Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

12.12.2018, 07:52

Тухлый презент ко дню писателя

 Корреспондент
Александр Сидоров

Третьего марта планета отметила Всемирный день литератора

Скажите, девушки, подружке вашей, что и писатель тоже отмечает…

В четверг мы, россияне, дружно отметили 8 марта – Международный женский день. От всей моей небольшой, но трепетной души я тоже поздравляю наших девочек, девушек и женщин. Не стесняясь показаться банальным, присоединяюсь к тем, кто считает, что подобный праздник должен выпадать на каждый день года. 

Я же сегодня, наперекор традиции, напомню вам о другом празднике. Это - Всемирный день писателя, учреждённый ПЕН-клубом в январе 1986 года.  Сам ПЕН-клуб возник в 1921 году как всемирное объединение и назван по первым буквам английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. А слово pen по-английски значит «перьевая ручка». 

Поначалу праздник предназначался не столько для писателей, сколько для журналистов. В этот день предполагалось выступать против лживых публикаций, искажения фактов, фальсификации событий и т.д. Но с 3 мая 1994 года ООН провозгласила Всемирный день свободы печати. Так что 3 марта стало наконец-то просто Днём писателя.

И так случилось, что жюри 68-го берлинского кинофестиваля Берлинале-2018 преподнесло подарок россиянам, отметив художественный фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов», посвящённый нескольким дням замечательного русского писателя. 


Именно Довлатов придумал термин «автор текста».Он считал, что называть себя «прозаик» - слишком заносчиво.Для того, чтобы называться «литератор», надо, чтобы тебя знала вся страна.
(Елена Скульская, эстонская поэтесса и писатель)


Есть повод порадоваться. К тому же прокат картины в России как раз пришёлся на Всемирный день писателя. Хотя картину «крутили» в кинотеатрах лишь четыре дня: с 1 по 4 марта! Почему?  А вот тут и появляется много разных «но», связанных и с фигурой Довлатова, и с Днём писателя, и вообще с горькой долей литератора. 


Горилла, разбитая параличом

Для начала уточним:  награды «Серебряный медведь» был удостоен не фильм в целом, а художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная - за выдающийся художественный вклад. Она и получила приз в руки. Её работа действительно безупречна.

Многие россияне с нетерпением ждали выхода «Довлатова» на экраны. На «Довлатове» зал был забит.  Зато после просмотра на выходе народ выглядел так, словно возвращался с похорон нехорошего человека.

Возможно, среди вас есть люди, которые Довлатова не читали и даже о нём не слышали. Скорблю. Во-первых, Сергей Донатович – один из выдающихся русских писателей. Во-вторых, по  иронии, сарказму, тонкому юмору с ним мало кто сравним даже в мировой литературе. А без этого в России жить не рекомендуется. Довлатов с его образом печально-циничного раздолбая эпохи вырождения есть лучшее лекарство для русского человека. Кстати, отец его был евреем, а мать – армянкой. Но по этому поводу у Довлатова есть прекрасный диалог:

«— Что ты думаешь насчет евреев?

— А что, евреи тоже люди. К нам в МТС прислали одного. Все думали — еврей, а оказался пьющим человеком».

Писатель оказался даже непомерно пьющим. Потому и умер в 1990-м, чуть недотянув до 49-летия… Довлатова читать необходимо, это продлевает жизнь и улучшает настроение! У Пушкина Сальери советует Моцарту:

Рассей пустую думу. Бомарше 

Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери, 

Как мысли черные к тебе придут, 

Откупори шампанского бутылку 

Иль перечти "Женитьбу Фигаро".

А чёрных мыслей у нас нынче, как говорится, «за гланды». 


Всю сознательную жизнь меня инстинктивно тянуло к ущербным людям – беднякам, хулиганам, начинающим поэтам… Только в обществе дикарей, шизофреников и подонков я чувствовал себя уверенно. 
(Сергей Довлатов. "Чемодан".)


Но вот германовского «Довлатова» смотреть не советую. Потому что ничего о Довлатове из фильма вы не поймёте. По моему мнению, Герман ставил другую цель: показать, какая духота, тошнота, убогость, безнадёга царили в СССР для творческого человека. И в этой духоте вымирает любой талант. Довлатов в блистательном исполнении серба Милана Марича уныло бродит по прокуренным «тусовкам», редакциям, подворотням, как тень отца Гамлета. Хотя все, кто его знал, подчёркивали, что будущий писатель всегда блистал и мгновенно становился душой любой компании. Всё это заменяется на мрачные диалоги, трупы 36 детишек, выкопанных из шахты (жертв блокадных бомбёжек), истерического автора, порезавшего себе вены в кабинете... Как апофигей «чернухи» – фарцовщик, который совершает побег из машины КГБ и гибнет под колёсами военного грузовика. 


Советскую власть Довлатов презирал, однако тогдашних диссидентов недолюбливал. Он говорил: вы только посмотрите на них – какие-то некрасивые женщины, малоинтересные, тщедушние мужики – все сплошь с комплексами…
(Михаил Рогинский, бывший журналист газеты «Советская Эстония»)


Но при каких делах тут Довлатов?! Всё это, разумеется, высосано из пальца, Сам режиссёр признаёт в интервью, что события выдуманы. Одна догадка у меня есть. Фильм Германа – «интернациональный», российско-польско-сербский. А польский шляхтич деньги «от широты душевной» вряд ли даст.  Как говорится, кто девочку платит… Впрочем, это лишь версия.

Конечно, «душняк» советского литературного быта очевиден. И всё же неясно, почему советская культура блистала в балете, кинематографе, музыке, литературе? Да, судьбы писателей часто складывались печально и даже кошмарно. Но СССР оставил нам плеяду талантов и гениев. Да, не «потому что», а вопреки. Но – оставил!

Довлатов не был диссидентом и стремился в 1971 году (время действия фильма) врасти в «гадскую власть», вступить в Союз писателей, вести обеспеченную жизнь. Активно работал в советских газетах – от многотиражек типа «За кадры верфи» вплоть до республиканской «Советской Эстонии». Отбывал подёнщину, не позволяя себе вызывающих поступков и демаршей. Внутренне ему было тошно, отсюда чудовищные запои, блуждания по «неформальным» компашкам непризнанных гениев, в большинстве - напыщенных бездарностей. Однако он честно пытался приспособиться. Хотя ненависть к пошлости, обывательщине росла. В издевательской повести «Заповедник» он напишет от имени одного из персонажей: «Взгляни на это прогрессивное человечество! На эти тупые рожи! На эти тени забытых предков!.. Живу здесь, как луч света в темном царстве…». Кстати, персонаж ничем не отличался от тех, кого обличал. 

Первая жена Довлатова, Ася Пекуровская, называла мужа «разбитой параличом гориллой, которую держат в зоопарке из жалости».


Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? (Эта цифра фигурировала в закрытых партийных документах.) Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди.
(Сергей Довлатов, 17 апреля 1982 года. Нью-Йорк)


И всё же  Довлатов отказался эмигрировать со второй женой Еленой и дочерью Катей за границу, в 1978-м прятался от КГБ, чтобы его не выслали… Но выследили и вытолкали насильно. 

Писатель Валерий Попов считал - это было для Довлатова великим счастьем: «Если бы он прорвался в советскую литературу с романом о Метрострое, это было бы для него полным крахом… Помню, говорит мне: «Хочу быть как все, написал роман о рабочем классе. А его не печатают. У всех печатают, а у меня нет. Люди душу дьяволу продают, а я даром отдал».

Феерическим писателем Довлатов стал за границей, в США. И лишь значительно позже его произведения вернулись на родину – «Заповедник», «Зона», «Ремесло», «Наши», «Чемодан»…

Пожалуй, один из немногих эпизодов (опять же выдуманных), который мне понравился в фильме, - обращение Иосифа Бродского к Довлатову, несущему на руках свою дочку: «Язык – это то единственное, что выжило. Ты знаешь, мне кажется, мы последнее поколение, которое может спасти русскую литературу». Не спасли… Но об этом – в заключительной главе.


«Не формат»

Есть сейчас такое словечко – «неформат». Довлатов, Бродский и другие задыхались в СССР, потому что они были «неформатом» для «соцреализма». Но вот пришла «швобода шлова». Книг появилось много, масса мелких частных издательств… И что? Таланты в большинстве своём так и остались «неформатом». Теперь это называется – «не вписываются в мейнстрим» (то есть не соответствуют вкусам толпы). 

В Интернете я встречаю и прекрасных поэтов, и переводчиков, и литературоведов. В реале выходит пошлятина, бредятина, убогость... 

Язык нынешней пишущей братии чудовищен. Мы убиваем не только свою литературу, но и отрезаем себя от зарубежной. Как-то купил четырёхтомник японского классика Рюноске Акутагавы. Один из моих любимых писателей. В новых переводах читать не смог. Люди просто не владеют русским языком!

Возможно, поколение Бродского и Довлатова могло спасти русскую литературу. Но пришло время торгашей. Подавляющее число нынешних издательств напоминают макаронные фабрики. Или калошные заводы. Для их владельцев книга не отличается от калош и макарон. Купцы вполне разумно ставят цель: продать книжный товар и получить побольше «навара». Поэтому товар должен быть мало затратный, высокотиражный и предельно рентабельный. Такая книга схожа с жевательной резинкой. Не случайно их и называют жвачкой. Можно ли питаться жвачкой? Если верить рекламе (хотя я ей не верю), жвачка укрепляет дёсны и отбеливает зубы. Но человек состоит не только из зубов!

Возможно, где-нибудь в Северо-Американских Соединённых Штатах это и необязательно, но в России издательское дело должно быть государственной политикой. Нынче же прилавки забиты низкопробными любовными романами, дебильными фэнтези и прочей макулатурой. Типа и «литературы андеграунда», где не то Брежнев насилует Хрущёва, не то наоборот. Есть поделки чуть выше рангом, например, Акунин — бледная пародия на «русского Дюма».

В целом положение на книжном рынке катастрофическое. Нет, классика издаётся и переиздаётся, причём как  доступные дешёвые «мягкие обложки», так и замечательные дорогие издания. Малыми тиражами появляются прекрасные литературоведческие исследования, редкие словари и проч.

Но, во-первых, за последние 20 лет «перестройки» сделано так много для уничтожения массового вдумчивого читателя, что вскоре читать классику будет некому. Разве что в «кратком пересказе», в комиксах. 

Во-вторых, нельзя жить только классикой прошлого. Нужно создавать и классику настоящего. Производители калош не могут этим заниматься. Им нужен быстрый оборот средств. Его может дать детектив. Его могут дать даже интеллектуальные «раскрученные бренды» — Гомер, Данте, Сервантес, Шекспир и т.д. Но выискивать шекспиров вокруг себя, вкладывать в них деньги, воспитывать читающую публику — помилуйте, с какого перепугу? Это — не дело макаронника. Это — дело государства. 

Надо воссоздание духовного климата, экологии души. Позор: в стране — один канал «Культура», да и там почти нет передач о литературе современной, о литературе молодой. А нужны и конкурсы, и вечера поэзии. Мы ещё не совсем умерли как держава духовная. Издательство, наверное, должно быть и культурным центром. Я привлёк бы талантливых авторов к переводам классики, подтянул бы замечательных молодых художников, дизайнеров книги…

Мечтать не вредно. Тем более в День писателя. Я понимаю: эту газету читают и в глухой глубинке, и в богом забытой провинции. Там, где ещё не проложен газ, не протянуты дороги, люди живут в бараках и хрущёбах. Какие книги, какие писатели, какая литература?! 

Но вспомните, за что англичанин Герберт Уэллс назвал Ленина «кремлёвским мечтателем». За то, что тот рассказывал о плане электрификации всей России - ГОЭЛРО. 

Поверьте мне: всё возможно в этом мире. Пока не погасла душа…

Последние новости

В одной семье произошел конфликт из-за… «Золушки». Невестку и свекровь поссорила старая добрая сказка. Вернее, в том-то все дело, что невестке она представляется совсем не доброй.
У этой молодой женщины есть дочь четырех лет. За ней часто смотрит свекровь. Невестка заметила, что дочка очарована Золушкой. Это, несомненно, влияние свекрови. Ведь свекровь читает и перечитывает внучке ее историю. А еще не пропускает показа экранизаций этой сказки по телику.


В Красноярске прошёл VIII Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+, завершающий череду просветительских мероприятий этого года в России.

Сотрудники «Почты России» открыли на два дня почтовое отделение для гостей и участников интерактивной научной выставки «Время новых героев» на базе МВДЦ «Сибирь».

В Москве состоится третья очная сессия дальневосточной школы журналистов и пресс-секретарей. Проект реализуется по инициативе администрации полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. В «Медиашколе: Дальневосточный репортер» учатся более 200 сотрудников пресс-служб региональных органов власти и более 100 представителей дальневосточных СМИ.


Работа художественного редактора отдела фотоиллюстраций газеты «Известия Мордовии» Олега Еремина заняла третье место на фотоконкурсе войск национальной гвардии России «В объективе Росгвардия». На снимке, выбранном жюри конкурса, военнослужащие Управления Росгвардии по Республике Мордовия возлагают цветы к памятной стеле строителям Сурского оборонительного рубежа – здесь совершили трудовой подвиг многие тысячи наших сограждан во время минувшей войны.


На Ставрополье, как и во всей России, широко отметили 100-летие со дня рождения выдающегося писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына.

Вернувшись в 1994-м году в Россию, Александр Солженицын спустя несколько месяцев посетил Ставропольский край – свою малую родину.

Нобелевский лауреат побывал в селе Саблинском Александровского района, где на рубеже веков жила семья Солженицыных, и где еще до рождения Саши случайно погиб его отец.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета