Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

21.06.2018, 22:39

Откройте Макаренко!

 

Откройте Макаренко!

13 марта исполнится 130-лет со дня рождения педагога и писателя Антона Макаренко (1888--1939 годы.)

ВЕЧНОЕ, НЕЗАБЫВАЕМОЕ

По решению ЮНЕСКО в 1988 году отмечалось столетие со дня рождения Антона Семёновича. К тому времени уже было известно, что в Западной Германии, Франции, Японии и даже Ватикане проводятся научные симпозиумы, конференции, работают институты, исследовательские лаборатории, изучающие уникальный педагогический опыт А. С. Макаренко. Его теоретические и художественные произведения переведены на большинство языков мира.        

Нас, выпускников Академии педагогических наук, где в начале 70-х годов училась я в аспирантуре, пригласили на юбилейные торжества в Москву. Хочу восстановить в памяти те яркие дни.

Всё начиналось с торжественного заседания учёного совета Академии, встречи с теми педагогическими светилами, кто учил нас, журил, хвалил, любил, читал и правил наши диссертации. Но главным в этом обучении было духовное общение -- они продолжали нас, тридцатилетних, воспитывать, помогать в профессиональном и нравственном росте. Загружали нас не только научной, но и художественной литературой, театральными премьерами, всевозможными выставками, путешествиями по историческим местам Подмосковья.

И вот через десятилетие мы вновь с ними, теперь уже академиками Л. И. Новиковой, Г. Н. Филоновым, Л. П. Буевой, Э. И. Моносзоном, И. С. Марьенко, В. А. Гмурманом и другими. Это была встреча-восторг и благодарение за то, что они были в нашей жизни.

Из макаренковцев нам представили Галину Константиновну Калабалину (жена С. Карабанова -- героя «Педагогической поэмы») и их сына Антона. Было ещё несколько коммунаров, с которыми мы поехали на Новодевичье кладбище, где похоронен А. С. Макаренко и где собрались более сотни его воспитанников.                                         

Дух традиций, их впечатляющая сила проявились сразу же. От присутствующих отошёл в сторону Задоров и негромко скомандовал: «Коммунары, смирно! Под знамя коммуны в честь юбилея нашего учителя, отца и друга...»

Все вытянулись, замолчали, а потом тихо и проникновенно заговорили о Макаренко. В речах было столько любви и нежности к Антону Семёновичу, будто не он их, а они создали его! Он, часть его существа, его душевная чистота остались жить в этих людях. Они были прекрасны, очаровательны и притягательны своей человечностью. Не хотелось с ними расставаться.

В клубе шарикоподшипникового завода коммунары устроили настоящий праздник для себя и для нас. Боже, какое это было торжество и единение всех макаринковцев! Они не встречались друг с другом по несколько лет, но, съехавшись в Москву, первым делом собрали свой совет командиров и вновь жили славными традициями, сплотившими их в одну огромную, дружную семью.

Играл духовой оркестр, пели советские песни. Антон Калабалин со своими воспитанниками дал концерт. А вечером в театре Ленинского комсомола шёл спектакль «Колонисты». Макаренко играл Янковский, Карабанова -- Караченцев. Их не отпускали со сцены, коммунары из «Педагогической поэмы» стояли с ними рядом, а мы в зале плакали.                    

Было видно, как колонисты ценили то, что Макаренко сумел создать такую духовно-гражданскую атмосферу в их юности, которой могли бы позавидовать многие дети, воспитывающиеся в семьях, и которая решительным образом определила их дальнейшую жизнь, где главным было служение, прежде всего, Отечеству.                                

Мне кажется преждевременным призыв сегодняшних депутатов Госдумы, чиновников и президента -- раздать всех детей из детских домов в семьи, поскольку 80 процентов семей бедны, зависимы от алкоголя, духовно ограничены.

В такой ситуации предпочтительнее были бы семейные детские дома, опыт которых у нас хорошо известен и раскрыт в статьях, художественных произведениях руководителя Российского Детского фонда Альберта Лиханова.

Кроме того, проверить, как сложится судьба в таких семьях, невозможно. Поспешность в этом деле неуместна.                                            
ГОДЫ ТРУДА, БОРЬБЫ И ЛЮБВИ                            

Мне хочется начать этот раздел статьи с письма Алексея Максимовича Горького, с которым А. С. Макаренко дружил и в течение 12 лет вёл переписку.

В 1923 году Горький посетил колонию, которая уже носила его имя, встречался в течение трёх дней с воспитанниками и был в восторге от увиденного. Всё это он выразил в письме к Антону Семёновичу после выхода первой части «Педагогической поэмы» в 1933 году.                

«Дорогой Антон Семёнович! Я стороною узнал, что Вы начинаете уставать и что Вам необходим отдых. Собственно говоря -- мне самому пора бы догадаться о необходимости для Вас отдыха. 12 лет трудились вы, и результатом трудов Ваших нет цены. Да никто и не знает о них, и никто не будет знать, если Вы сами не расскажете. Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение, на мой взгляд. Поезжайте куда-нибудь в тёплые места и пишите книгу, дорогой друг мой. Я просил, чтобы из Москвы выслали Вам денег. Будьте здоровы, крепко жму руку. Всего доброго! А. Пешков».                

В этом коротеньком письме выражены все моральные ценности великого писателя: это укор себе за промедление недостаток внимания, огромное уважение к Макаренко, забота о его здоровье, высокая оценка его труда. И, наконец, благославение на продолжение работы над «Педагогической поэмой».

Если учесть, что колонисты не только сами переписывались с Горьким, но и читали переписку этих двух великих людей, можно понять, что морально-нравственные качества Горького и Макаренко впитывались ими, становились для них жизненными ориентирами, образцом поведения.

Антон Васильев (внучатый племянник Макаренко), мама которого воспитывалась в колонии, в фильме «Семейная тайна педагога Антона Макаренко» вспоминал:

«Выходцы из колонии в большом и малом были абсолютно честные люди. До нелепости. Помню, прихожу из магазина, приношу кусок колбасы. «Что-то здесь больше, чем ты мог купить на те деньги, которые я тебе дала, -- говорит мама.-- Отнеси обратно, пусть ещё раз взвесят, проверят». И вот как бы ни было стыдно, топаю в магазин, отдаю колбасу продавщице. Она отрезает лишнее и возвращает мне законные граммы. И так во всём».

Его сестра, известная актриса Екатерина Васильева, два года назад приезжала в наш город со спектаклем «Я была счастлива», написанным по дневниковым записям Ф. М. Достоевского, где она играла жену Фёдора Михайловича -- Анну Сниткину.

Спектакль, собственно говоря, о душе и любви русской женщины. Екатерина Васильева и её героиня точно знают: кто боится тратить душу на других, тот растратит её всё равно.

С «Педагогической поэмой» в руках я пошла за кулисы, чтобы сказать спасибо Екатерине Сергеевне за многочисленные роли, которые она исполнила в одном спектакле и спросить у неё, что хранит она в памяти о своём деде -- А. С. Макаренко. И вот что услышала:

«Дед был фигурой очень достойной. Мы им, конечно, гордились. Там, в этих коммунах, был какой-то секрет. Сколько сейчас беспризорников? Миллионы! И никто не может ничего сделать. Нет другого Макаренко. Вспомните, когда они шли маршем с оркестром (в коммуне в оркестре было 100 музыкантов -- Н. С.) в белых формах по Харькову, весь город сбегался смотреть на эту красоту. А некоторые осуждают: форма, марши, строй, рапорты... Но это же игра! Подростки не могут жить без игры. Я думаю, секрет успеха моего деда очень простой. Там всё было построено на взаимной любви Антона и этих несчастных людей-колонистов. Потому что Бог есть любовь. Мой дед -- гений педагогики».                                            
Очень созвучны характеристике Е. Васильевой слова А. М. Горького, из очерка «По Союзу Советов»: «А. С. Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже, -- все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазёры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают и чувствуют свою ответственность перед лицом детей».

Как бы было замечательно, если бы наши чиновники прониклись действенной любовью к беспризорным и ответственностью перед ними! Чтобы учение Макаренко, его практическая деятельность стали для них образцом служения детям и детству.                

Что сделал Антон Семёнович, почему так высоко оценен его педагогический опыт во всём мире? Гениальность Макаренко я вижу в том, что он присущую беспризорности способность подчиняться неформальной и вредной самоорганизации улицы заменил формально такой же по типу самоорганизацией, но уже с иной нормально-нравственной установкой. Он создал такую систему воспитания, которая из людей, презираемых обществом, формировала граждан, нужных обществу.

Вот что сказал на Новодевичьем кладбище у памятника Макаренко бывший колонист Клушник: «Антон Семёнович дал нам второе рождение. Мой отец по крови бросил мою мать, когда мне было четыре года. Я его не помню. Моим настоящим отцом был Антон Семёнович. Он дал мне веру в жизнь и любовь к жизни. Вселил в нас оптимизм и возможность трудиться в любых условиях. Он воспитал тысячи граждан Советского Союза. Наши воспитанники работают на советских стройках, в научных институтах, раньше дрались на Хасане с японскими самураями, участвовали в Великой Отечественной войне. Среди колонистов десятки героев. В трудных ситуациях мы всегда думаем -- а как бы поступил Антон Семёнович? И вот когда мы так думали, мы выбирали правильное решение. Спасибо тебе, отец, что ты был в нашей жизни».

Вот это рождение из беспризорников духовно-нравственных людей и есть главное достижение Антона Макаренко, с блеском описываемое им в «Педагогической поэме», «Флагах на башне», «Марше 30-го года» и других произведениях.        

Суть его педагогической концепции состоит в единстве жизни и воспитания детей. Как они живут, так и воспитываются. Вот почему состояние детства в стране является лакмусовой бумажкой состояния общества.

Тогда, в 20-х годах, цель воспитания определялась просто, по-ленински: «И дети -- подрастающие пролетарии -- должны помогать революции». Надо было воспитывать строителей нового социалистического обществ. Но нужно было связать эти великие цели с конкретной жизнью.

У А. С. Макаренко до революции был опыт работы в Крюковском и Долинском профессиональном училищах, а накануне революции он закончил Полтавский пединститут с золотой медалью. В характеристике, которую в музее института читала я и мои студенты-педагоги из отряда «Ваятель», приехавшие на 100-летний юбилей в село Ковалёвку (колонию имени Горького), было написано удивительное. Приведу полностью этот текст:

«Макаренко А. -- выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию. Особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории, литературе и русскому языку».        

И вот этот выдающийся выпускник Полтавского пединститута, имея за плечами 12-летний педагогический стаж, получил предложение возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Официально это учреждение носило такое название: «Специальный детский дом для морально-дефективных номер семь».

Это был заранее вынесенный приговор обездоленным детям, и Макаренко вместе со своим педагогическим коллективом отказался от такого клейма. Детский дом был назван трудовой колонией.

Как строилась там жизнь, изложено Макаренко в умной книге «Педагогическая поэма», от чтения которой оторваться невозможно. Она затягивает, увлекает и не отпускает от своих героев.

Теперь мы знаем, как это было. Нашли старый монастырь в селе Ковалёвка, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, собранных в течение нескольких дней в подвалах, на вокзалах и улицах. Антон Семёнович сказал им: «Вы здесь хозяева. Нет кроватей -- сделайте для себя кровати, нет столов -- сделайте для себя столы, сделайте стулья, побелите стены, вставьте стёкла, почините двери...»

Сам он работал круглосуточно: были месяцы, когда спал через ночь. Он творил колонию, одновременно разрабатывал теоретические и практические вопросы советской педагогики, перевоспитания трудных подростков.            

Антону Семёновичу педагогическая наука обязана обоснованием методики коммунистического воспитания. Суть её конспективно заключается в следующем.

Во-первых, в решающей роли влияния на воспитание социальной среды, условий труда, отдыха и быта. Всё воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, атмосфера в школе, дома и на улице.

Во-вторых, педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе -- это общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и личности.

«Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для неё наиболее благоприятные условия развития», -- писал А. С. Макаренко.

Но у нас и тогда, и сегодня педагоги, плохо знающие учение Макаренко, кричат о подавлении личности коллективом. И вот что по этому поводу ещё в 1824 году писал Антон Семёнович:

«У нас коли встанут на путь коллективного воспитания, так решают обязательно следить, чтобы от всякой индивидуальности остались рожки да ножки. Удивляюсь, как это мы до сих пор не обсуждаем вопроса о запрещении разных там дискантов, теноров, басов... А носы, а цвет волос, а выражения глаз! Господи, настоящий буржуазный хаос».

На юбилейной встрече с колонистами мы почти безошибочно определяли, кто из них является тем или иным персонажем «Педагогической поэмы». Это же яркое подтверждение тому, что при правильном взаимодействии личности и коллектива отдельная личность усиливает свои индивидуальные качества.

Тут всё дело в подборе методов формирования коллектива, их инструментовке, в приёмах и нахождении правильной тональности отношений между подростками, учёте их индивидуальных особенностей и опыта жизни. Словом, в мастерстве педагога.

Коллективы в колонии были самые разнообразные. Сводные отряды, разновозрастные, по интересам, пионерские и комсомольские организации. Каждый вечер всё это многообразие собиралось в течение двух минут на общее собрание, где дежурный командир докладывал Антону Семёновичу о том, что произошло за день.

Макаренко вспоминал: «Когда ко мне приезжали наркомпросовские комиссии и наблюдали систему таких рапортов, конечно, в душе я увядал, потому что прекрасно представлял себе, что они смотрели на меня и думали: «Как будто бы и взрослый человек, как будто не дурак, а посмотрите, что он выделывает!» А я говорил: «Есть! Есть! Есть!». И так я играл 16 лет!»

Игра -- это потребность детского возраста, и она пронизывала всю жизнь коллектива колонии. Кроме того, огромное значение придавалось внешней эстетике. Ежегодно гектар земли засеивался цветами, которые потом украшали спальни, столовую, все жилые помещения воспитанников.

Каждый день белой скатертью накрывались столы в столовой и выдавались чистые носовые платки. Колонисты имели две парадные формы для выхода в город, приёма гостей и еженедельных походов в театр. В самой колонии всё блестело и сверкало от чистоты.

Каждый месяц её посещали иностранцы. Они были удивлены увиденным. Вот что писал педагог Л. Вильсон из Нью-Йорка:

«Причины успеха колонии основаны на принципах разумной, ответственной свободы, сотрудничества, гордости за свою работу, на развитии способностей девочек и мальчиков под замечательным руководством их заведующего А. Макаренко. Во многих отношениях колония имени А. Горького напоминает одну из колоний в штате Джорджия. Здесь, однако, больше истинного самоуправления самих детей под руководством мудрого, гуманного и удивительно умелого человека».                                                

Коллективизм формируется во всех видах деятельности, но главным основанием развития человеческой жизни А. С. Макаренко считал труд. Научную организацию трудовой деятельности коллектива мы видим во всей системе его работы.

Антон Семёнович первый понял, что вся система нравственного воздействия должна базироваться на каком-то мощном материальном факторе, который был бы решающим в жизни человека. И он безошибочно выбрал труд.

В колонии имени Горького был, в основном, сельскохозяйственный труд. В разруху, в голод здесь сеяли, сажали только элитные сорта пшеницы и кукурузы, разводили знаменитых английских свиней, работало множество мастерских и, конечно, было полное самообслуживание.

В коммуне имени Дзержинского был уже производительный труд. Когда в 1932 году министр правительства Франции Э. Эрио (будущий премьер-министр) посетил её, он признался: «Я потрясён... Я видел сегодня настоящее чудо, в которое я бы никогда не поверил, если бы не увидел его собственными глазами!»

Что увидел Э. Эрио? Завод с новейшей технологией по производству фотоаппаратов ФЭД. Красивый архитектурный ансамбль: здание школы-десятилетки, бытовые помещения, клуб, где каждую неделю ставились классические спектакли. Но самое главное, что восхитило министра, -- деньги на все эти сооружения заработали сами коммунары!                 

К 1934 году коммуна перешла на хозрасчёт, имея пятнадцатимиллионный доход и находясь в производственных отношениях с самыми далёкими краями Советского Союза. Всем выпускникам, поступившим в институты, на рабфак, выплачивалась стипендия в течение всех лет обучения. А работающим коммунарам (у станков стояли 13--17-летние подростки) заработная плата перечислялась на сберкнижки.            

Возможно ли такое в условиях современной криминально-капиталистической России? Конечно, у меня большое неверие, как, наверное, и у многих, читающих эти строки. И всё же такое -- организация коллективного труда подростков и юношей, лишившихся семьи, брошенных на произвол судьбы, вполне вероятно, если власти, наконец, вспомнят о пяти миллионах российских гаврошей.
                                
Для этого, во-первых, их надо собрать со всех вокзалов, подвалов, теплотрасс и выяснить, в конце концов, сколько же у нас беспризорников на самом деле? Для таких детей лучший выход -- создание народных предприятий, построенных по типу макаренковской коммуны. Для этого нужна политическая воля руководителей страны, сердечная ответственность за детей России, какой она была у Антона Семёновича Макаренко.            

На личную жизнь у него не оставалось времени, хотя, по словам близко знавших его людей, был он страстным и влюбчивым. У меня много ушло времени на поиски его личных увлечений. Святым он точно не был.

Работая ещё в Крюкове, у попа «увёл» жену, вместе с ней воспитывал племянницу (дочь родного брата), эмигрировавшего во Францию в 1919 году. Похоронил Антон Семёнович свою возлюбленную рядом с могилами своих родителей. На могильном камне написано, что она была соратником и сподвижником А. С. Макаренко.

Затем -- многолетний роман, в основном, в письмах, с Ольгой Петровной Ракович, секретарём подотдела Полтавского губнаробраза, которая участвовала в работе колонистского театра. Молодая, красивая, не по годам умная, она влюбила в себя старших колонистов и самого Макаренко.

Любовь была безответной. В последнем письме Антона Семёновича Ольге Петровне есть такие слова: «В моей жизни Вы были чрезвычайно значительны».

Женой и другом А. С. Макаренко в 30-е годы была Галина Стахиевна Самко, председатель комиссии по делам несовершеннолетних в Харьковском народном образовании. Много лет она редактировала работы Антона Семёновича, вместе они написали «Книгу для родителей», с лекциями по которой он выступал по Всесоюзному радио.         

В июне 1934 года А. С. Макаренко был принят в члены Союза писателей СССР, а 1 февраля 1939 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о награждении его орденом Трудового Красного Знамени.

Умер Антон Семёнович 1 апреля 1939 года в пригородном поезде Голицыно -- Москва: вёз сценарий на киностудию имени Горького. При посадке в вагон поступил по-макаренковски -- помог женщине, поднял её чемодан, чуть-чуть выздоровев после инфаркта. Сердце не выдержало -- остановилось.

На похороны съехались его воспитанники со всех концов Советского Союза. Читать без слез, как бывшие колонисты прощались с Антоном Семёновичем, невозможно. Горе потери было невыносимым -- некоторые падали в обморок.

У гроба Макаренко можно было видеть воочию материальное выражение его бессмертия. Вся педагогическая поэма его жизни была посвящена им, и они это понимали, называя его отцом и любя его безмерно.

Я присоединяюсь к этой любви.                    3.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДРАМА РОССИИ
    
Советская организация общества одновременно являлась и организацией в нём тех нравственных отношений, что отвечали основополагающей культурно-исторической традиции России, где общность всегда была выше, чем личность. В народе этот научный тезис выражался просто: прежде думай о Родине, а потом о себе.

В советской педагогике и особенно в психологии середины 70-х годов стали внедряться зарубежные методики, с помощью которых стали выявлять неформальных лидеров в коллективах, а коллектив объявлять давлеющим над личностью.

Произошло возвращение к «разрозненной возне с личностью», по выражению Макаренко. И уже к середине 90-х годов его педагогическое наследие было сдано в архив. Затем, что всем известно, сдана была в архив и Советская власть, оболганная, расстрелянная теми, кто взял курс на уничтожение России.        

Неолибералы, понося советское прошлое, в том числе Ленина, Сталина, не устают называть его кровавым режимом, не думающем о развитии личности, способностей человека. Хочу привести данные из статьи А. Макаренко «Дети в стране социализма», где говорится как раз о заботе Советской власти о подрастающем поколении:

«По второму пятилетнему плану (1933--1937 годам -- заметим, сталинским -- Н. С.) для детей было построено 20 607 школ, 864 Дворцов и клубов, 170 детских парков и скверов, 174 детских театров и кино, 760 центров для технического и художественного образования детей, летом в лагерях отдыхало 1 400 000 детей»...

Ау, властители сегодняшние, не «кровавого режима», что построено вами для детей России? Одна школа в Красноярске, а более 400 -- закрылись, также исчезли все детские комнаты по месту жительства, детские сады распроданы, станции юных техников, натуралистов прекратили своё существование.                                                

Новый закон об образовании носит антиконституционный характер. Образование стало товаром: хочешь его иметь -- плати. Из закона исчезло ограничение, что родительская плата за детский сад не должна составлять более 20 процентов от дохода семьи. Снято ограничение и при оплате за проживание в студенческом общежитии (было не более 5 процентов от стипендии).

Гимназии, лицеи, коррекционные школы, ПТУ перестанут существовать, их заменят какими-то «нетиповыми учебными заведениями». Будут отменены льготы при поступлении в вузы для детей-сирот и военнослужащих.

Стандарты образования, как и ЕГЭ, вызывают у общественности много вопросов. Поножовщина в Перми, резня в Улан-Удэ, изнасилование 13-летней девочки пятью школьниками в Москве, жуткое убийство студентки студентом в столице -- всё это стало почти обыденным явлением.

То, что происходит со школьниками, уже нельзя классифицировать как частные случаи. Это, увы, система, корни которой надо искать не только в телевизоре и компьютере, но и в общей запущенности наших ухоженных, ни в чём не нуждающихся (на первый взгляд) детей -- в запущенности прежде всего воспитательной работы в школах и других детских учреждениях, вторжение в них блатной субкультуры.

Когда нет другого социально-нравственного опыта, сидящие у компьютеров и телевизоров черпают рецепты поведения там. Сегодня уголовные деяния подростков обсуждают активно в СМИ. И всё сводится к трём предложениям: усилить охрану, в каждую школу привести психолога и поднять ответственность родителей за воспитание детей, хотя отцы и матери работают на двух работах и общаются, по данным социологов, 24 минуты в сутки.

А школа-то где? Там детки будут под усиленной охраной готовиться к успеху и успешности? А ведь они в школе проводят большую часть своего дня. Если и дальше она будет заниматься только учёбой, нам не избежать нравственной катастрофы, хотя мы имеем бесценный опыт А. С. Макаренко, И. П. Иванова.

Открывайте Макаренко -- это педагогический капитал, который поможет любому педколлективу удержать своих детей у пропасти. Именно взрослые отвечают за то, чтобы мир был таким, в котором наши дети хотели бы жить и не хотели убивать.

Не детей надо держать в школах-бункерах под усиленной охраной, а взрослых, оставивших их без романтики и радости общего дела для себя, для школы и Родины. Вот те чиновники и депутаты из так называемого «Кремлёвского списка», находящиеся под колпаком у Америки, точно не испытали счастья того, с чего начинается Родина. Она начинается с берёзки, с совести и любви к ней. И уж точно -- не с долларов и предательства.        

Я думаю, если власть всерьёз не озаботиться судьбой детского мира, его духовно-нравственным становлением, Россия рухнет. Единственный выход -- руководителям государства по настоящему, не на словах, а на деле, надо снять с себя маску двойных стандартов, поставить интересы общества, всего народа выше предпочтений олигархов, повернуться, наконец, лицом к своему будущему -- детям.

Макаренко многократно повторял: «Дети -- наше будущее. Хорошее воспитание -- хорошее будущее. Плохое воспитание -- плохое будущее!» Думаю, что в глубоких недрах нашего педагогического сообщества есть ещё учителя, которые готовы повторить человеческий и педагогический подвиг Антона Семёновича. Будем верить.

Надежда САФОНОВА,

кандидат педагогических наук, лидер движения «Женщины родного Красноярья».

Красноярск.    

Последние новости

В День СМИ края лучшие журналисты Ставрополья получили награды

У журналистов печатных СМИ есть такая примета: если уж материал слетел с полосы (для простых читателей: статью со страницы завтрашнего номера отложили), то судьба у него будет такая и дальше. Он слетит и во второй, и в третий раз…


Её Императорское Высочество Хисако Такамадо, которая с тысячами земляков болела за свою команду на стадионе «Мордовия Арена», после первого, победного для японской сборной, матча ЧМ-2018, в хорошем настроении продолжила знакомиться с культурой нашего региона.


В музее «Городская Дума» открыли стенд, посвященный столетию со дня выхода газеты «Тюменская правда». Раритетные экспонаты предоставили журналисты и родные тех, кто стоял у истоков, что-то хранилось в фондах долгие годы, а теперь нашло свое место в экспозиции. Из сопровождающего материала можно узнать об истории нашей газеты.


Культурные и исторические ценности не только из прошлого, но и из… будущего хранятся в сердце кряшенской культуры Пестречинского района – краеведческом музее села Кряш-Серда.


16 июня Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Кириллов, чтобы посетить Кирилло-Белозерский монастырь, в котором он впервые побывал в 1969 году сразу после, как принял сан священника.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета