Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

20.11.2018, 21:23

О чем расскажет старый деревянный дом

Вышла в свет книга орловского краеведа, художника, искусствоведа Дарьи Фурманской «Деревянное зодчество Орла». Издание-исследование посвящено историческим и стилистическим особенностям деревянного зодчества областного центра. Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть использована в качестве справочного пособия по истории архитектуры Орла.

 
Исчезающая красота
Презентация книги состоялась 19 ноября в областной детской библиотеке им. М.М. Пришвина. Небольшой тираж издания только усилит интерес к нему тех, кому близка тема деревянной архитектуры. Книгу еще можно заказать у автора. А пока мы расскажем, чем она примечательна.
Авторская монография – это результат работы Дарьи Фурманской, которой она занялась еще порядка семи лет назад. Когда в Орле в 2000-х началась точечная застройка старинных кварталов, любитель-краевед Фурманская сначала просто старалась запечатлеть на фотоаппарат уникальные своим убранством дома в центре Орла, чтобы хоть как-то сохранить память об исчезающем городе. Потом собирала информацию об истории зданий, об их владельцах и делилась ею с читателями своего «Живого журнала». После начала публиковаться в орловских газетах: в одной из них в настоящее время ведет постоянную краеведческую рубрику.
Краеведческий интерес Дарьи уже давно вышел за рамки только исследования истории орловских домов, но деревянное зодчество по-прежнему остается ее главной и любимой темой. Материал по архитектуре Орла, который скопился с годами, теперь собран под одной обложкой и выпущен издательским домом «Орлик».
Красота – это те самые известные и теперь частично утраченные орловские дома постройки XIX – начала XX веков. Фурманская обратилась к домовой резьбе Орла в его исторических границах. Поэтому в книге описаны и запечатлены на фото жилые дома нынешних Заводского и Железнодорожного районов города: улиц Пушкарных и Курских, Карачевской и Новосильской, Васильевской и Грузовой, Панчука и Пушкина, Розы Люксембург и Фомина и другие.
Как пояснила автор, в те полтора года, что готовилась к изданию книга, произошли серьезные изменения исторического облика Орла, поэтому уже перед печатью пришлось добавлять грустные ремарки к иллюстрациям: «не сохранился» или «не сохранился в прежнем виде».
 
Резной декор и влияние стилей
Рассказывая об особенностях деревянных резных украшений зданий XIX – начала XX веков, Дарья Фурманская описывает такие их детали, как деревянные веранды, слуховые окна и оконные рамы. Деревянный резной декор Орла был представлен в основном пропильной, или ажурной, резьбой (имеется в виду метод сквозного прорезывания или пропиливания дощечек толщиной от 5 до 50 миллиметров). Что касается имен резчиков, то сведений о них дошло немного. Ссылаясь на источники, Фурманская указывает, что в губернском городе работали, например, не только местные, но и мценские, а также ливенские мастера, а еще их приезжие коллеги – московские, калужские, рязанские. То, что выходило из их рук, теперь мы можем оценивать как шедевры. Взять хотя бы слуховые (чердачные) окна, или орловские «солнышки» (чаще всего в Орле выбирался именно солярный знак для обрамления отверстия в стене фронтона).
В исследовании Фурманская доказывает выдвинутый ею тезис: на протяжении всего XIX столетия в Орле параллельно существовали два вида домовой резьбы: хранящей традиционные мотивы деревянного зодчества и заимствующей мотивы из каменной архитектуры.
Типичные для деревянной архитектуры орнаменты Дарья делит на геометрические, абстрактные и символические, растительные и зооморфные мотивы. Группы орнаментов тщательным образом описаны, для каждого собрана богатая база наглядных примеров. Так, благодаря книге читатель узнает, у каких орловских домов на наличниках и карнизах «сидят» «уточки» и «орлы», где «извиваются» «змейки», а где «расползаются» «вьюнки». В основном же вдохновляемые местной природой мастера соединяли между собой разные мотивы, отчего орловская резьба получилась такой причудливой и выразительной.
В монографии отдельный раздел посвящен влиянию архитектурных стилей XIX века на орловскую домовую резьбу. Следуя хронологическому порядку, Фурманская раскрывает тезис о том, что в орловской архитектуре проявились «деревянный классицизм», эклектика, «русский стиль», «деревянный модерн». Выясняется, что «классицистическими» в Орле можно с уверенностью назвать те деревянные дома, что отмечены лаконичными и строгими формами, а также симметрией. В книге описан самый яркий образец «деревянного классицизма» – «дом Фомичевых» на Октябрьской, 34. Описывая эклектику в деревянном зодчестве Орла, автор указывает на то, что убранство большинства старинных домов подражает каменной архитектуре. В пользу этого говорят такие детали, как «лучковые» арки, лепные элементы, пилястры, декоративные кронштейны, а иногда даже отделка стен «под камень». Чтобы каждый читатель мог легко разобраться в понятиях из области деревянной архитектуры, автор снабдила книгу поясняющими схемами и словарем терминов.
С помощью описания и фотографического материала читатель может научиться распознавать мотивы резьбы и общую манеру украшения дома. В книгу «Деревянное зодчество Орла» Фурманская поместила самые необычные по декору и различным деталям старинные деревянные дома. Безусловно, такого рода издание способно пробудить желание пройтись (впервые или вновь) указанными в книге адресами, чтобы лично увидеть приметы обнаруженных Дарьей Фурманской архитектурных стилей и разобраться в хитросплетениях мотивов. Пока поток времени не смыл орловские резные «волны» и «морские раковины».
 
Ирина Крахмалева

Последние новости

Так говорили читатели газет в разгар эпохи застоя, когда представитель цензурного ведомства был негласным соавтором журналиста. Но как-то продирались их авторы сквозь запреты, добиваясь справедливости, и летели головы зарвавшихся бюрократов. А в каждой семье тогда выписывали сразу несколько изданий…


Прошло более трёх недель с момента посещения врача, но до сих пор звучат его слова: "Больше ко мне не приходите, я вам никогда ничего не подпишу".

За одну минуту он определил мою дальнейшую судьбу, разрушил позитивные планы на жизнь. А суть в том, что мне понадобилась справка о прохождении медосмотра в связи с обменом водительского удостоверения в связи с окончанием срока его действия.

Видеоператор из Томска Александр Шапошников снял эпичное видео об экстремальном путешествии по Республике Алтай. Со своими знакомыми он должен был добраться до базового лагеря Актру, но автомобили увязли в грязи.


Губернатор пообщался с творческим коллективом. За счет господдержки театр обновил оборудование, музыкальные инструменты и подготовил несколько новых постановок. За это коллектив театра поблагодарил руководителя области. А затем артисты обратились с новой просьбой – помочь в организации гастролей в подразделениях Южного военного округа.


Всем, кому доводилось побывать в Забайкалье, отмечают, что здесь необычайно бескрайнее небо и очень много солнца. Наш край по праву можно назвать солнечным. Наверно именно поэтому этнокультурный проект «Солнечная книга Забайкалья», организованный ассоциацией «Библиотечное содружество Забайкалья», получил такое поэтическое название. Проект реализуется под эгидой Правительства Забайкальского края на средства субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, оказывающим услуги в области культуры и искусства.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета