Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

22.02.2018, 02:09

О чем расскажет старый деревянный дом

Вышла в свет книга орловского краеведа, художника, искусствоведа Дарьи Фурманской «Деревянное зодчество Орла». Издание-исследование посвящено историческим и стилистическим особенностям деревянного зодчества областного центра. Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть использована в качестве справочного пособия по истории архитектуры Орла.

 
Исчезающая красота
Презентация книги состоялась 19 ноября в областной детской библиотеке им. М.М. Пришвина. Небольшой тираж издания только усилит интерес к нему тех, кому близка тема деревянной архитектуры. Книгу еще можно заказать у автора. А пока мы расскажем, чем она примечательна.
Авторская монография – это результат работы Дарьи Фурманской, которой она занялась еще порядка семи лет назад. Когда в Орле в 2000-х началась точечная застройка старинных кварталов, любитель-краевед Фурманская сначала просто старалась запечатлеть на фотоаппарат уникальные своим убранством дома в центре Орла, чтобы хоть как-то сохранить память об исчезающем городе. Потом собирала информацию об истории зданий, об их владельцах и делилась ею с читателями своего «Живого журнала». После начала публиковаться в орловских газетах: в одной из них в настоящее время ведет постоянную краеведческую рубрику.
Краеведческий интерес Дарьи уже давно вышел за рамки только исследования истории орловских домов, но деревянное зодчество по-прежнему остается ее главной и любимой темой. Материал по архитектуре Орла, который скопился с годами, теперь собран под одной обложкой и выпущен издательским домом «Орлик».
Красота – это те самые известные и теперь частично утраченные орловские дома постройки XIX – начала XX веков. Фурманская обратилась к домовой резьбе Орла в его исторических границах. Поэтому в книге описаны и запечатлены на фото жилые дома нынешних Заводского и Железнодорожного районов города: улиц Пушкарных и Курских, Карачевской и Новосильской, Васильевской и Грузовой, Панчука и Пушкина, Розы Люксембург и Фомина и другие.
Как пояснила автор, в те полтора года, что готовилась к изданию книга, произошли серьезные изменения исторического облика Орла, поэтому уже перед печатью пришлось добавлять грустные ремарки к иллюстрациям: «не сохранился» или «не сохранился в прежнем виде».
 
Резной декор и влияние стилей
Рассказывая об особенностях деревянных резных украшений зданий XIX – начала XX веков, Дарья Фурманская описывает такие их детали, как деревянные веранды, слуховые окна и оконные рамы. Деревянный резной декор Орла был представлен в основном пропильной, или ажурной, резьбой (имеется в виду метод сквозного прорезывания или пропиливания дощечек толщиной от 5 до 50 миллиметров). Что касается имен резчиков, то сведений о них дошло немного. Ссылаясь на источники, Фурманская указывает, что в губернском городе работали, например, не только местные, но и мценские, а также ливенские мастера, а еще их приезжие коллеги – московские, калужские, рязанские. То, что выходило из их рук, теперь мы можем оценивать как шедевры. Взять хотя бы слуховые (чердачные) окна, или орловские «солнышки» (чаще всего в Орле выбирался именно солярный знак для обрамления отверстия в стене фронтона).
В исследовании Фурманская доказывает выдвинутый ею тезис: на протяжении всего XIX столетия в Орле параллельно существовали два вида домовой резьбы: хранящей традиционные мотивы деревянного зодчества и заимствующей мотивы из каменной архитектуры.
Типичные для деревянной архитектуры орнаменты Дарья делит на геометрические, абстрактные и символические, растительные и зооморфные мотивы. Группы орнаментов тщательным образом описаны, для каждого собрана богатая база наглядных примеров. Так, благодаря книге читатель узнает, у каких орловских домов на наличниках и карнизах «сидят» «уточки» и «орлы», где «извиваются» «змейки», а где «расползаются» «вьюнки». В основном же вдохновляемые местной природой мастера соединяли между собой разные мотивы, отчего орловская резьба получилась такой причудливой и выразительной.
В монографии отдельный раздел посвящен влиянию архитектурных стилей XIX века на орловскую домовую резьбу. Следуя хронологическому порядку, Фурманская раскрывает тезис о том, что в орловской архитектуре проявились «деревянный классицизм», эклектика, «русский стиль», «деревянный модерн». Выясняется, что «классицистическими» в Орле можно с уверенностью назвать те деревянные дома, что отмечены лаконичными и строгими формами, а также симметрией. В книге описан самый яркий образец «деревянного классицизма» – «дом Фомичевых» на Октябрьской, 34. Описывая эклектику в деревянном зодчестве Орла, автор указывает на то, что убранство большинства старинных домов подражает каменной архитектуре. В пользу этого говорят такие детали, как «лучковые» арки, лепные элементы, пилястры, декоративные кронштейны, а иногда даже отделка стен «под камень». Чтобы каждый читатель мог легко разобраться в понятиях из области деревянной архитектуры, автор снабдила книгу поясняющими схемами и словарем терминов.
С помощью описания и фотографического материала читатель может научиться распознавать мотивы резьбы и общую манеру украшения дома. В книгу «Деревянное зодчество Орла» Фурманская поместила самые необычные по декору и различным деталям старинные деревянные дома. Безусловно, такого рода издание способно пробудить желание пройтись (впервые или вновь) указанными в книге адресами, чтобы лично увидеть приметы обнаруженных Дарьей Фурманской архитектурных стилей и разобраться в хитросплетениях мотивов. Пока поток времени не смыл орловские резные «волны» и «морские раковины».
 
Ирина Крахмалева

Последние новости

В 1743 году от Витима до Якутска были учреждены 28 почтовых станций Иркутско-Якутского почтового тракта. Так 275 лет назад в Якутии обосновались предки Соколовых и Лобановых, Шепелевых и Припузовых, Добрянцевых и многих других.


Национальная библиотека Карелии приступила к оцифровке «Беломорской трибуны».

Национальная библиотека Карелии приступила к реализации важного проекта – оцифровке районных газет. По нашей просьбе (извините за нескромность) начали с «Беломорской трибуны». В свою очередь сотрудники библиотеки обращаются за помощью к нам. В фондах есть номера «Беломорской трибуны» 30-х годов и военных лет (1941-1945 гг.), но далеко не все. Возможно, уважаемые земляки, в ваших семейных архивах хранятся номера газеты за указанный период? Давайте поможем библиотеке, и в скором времени цифровые копии нашей газеты, будут представлены общественности!


Выставочному залу в Сызрани исполняется 35 лет

Сызрань славится своим деревянным зодчеством. Одно из удивительных строений – возведенное после разрушительного пожара 1906 года двухэтажное здание на улице Свердлова, 2 (бывшей Посадской). Этот дом небесной синевы, по карнизу и фризу украшенный сквозной ажурной резьбой, является памятником архитектуры федерального значения.


Куда уводят подростков сайты-паразиты

Современные дети дружить с Интернетом начинают раньше, чем встречают первых друзей в реальной жизни. Круг активных пользователей Сети молодеет с каждым годом. Пример зачастую подают родители, которые сами не вылезают из гаджетов и заменяют ими общение с ребенком. Даже для полуторагодовалых малышей появился свой норматив взаимодействия с визуальными устройствами – не более часа в день. Первые прикосновения к светящимся экранам начинаются с пеленок. Взрослые стали более реалистично оценивать ситуацию. Новая цифровая среда теперь часть нас самих, к ней нужно уметь адаптироваться.


Глава Пскова получил свидетельство о включении нашего города в Национальный туристический проект «Серебряное ожерелье России» из рук министра культуры РФ Владимира Мединского.


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета