Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ХАЮТ Леонид Александрович

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

19.10.2017, 11:51

Амурские староверы пользуются соцсетями, не учатся в школе и не едят шоколад

 

Староверы не смотрят телевизор, не бреют бороды, пишут письма от руки, а женятся раз и навсегда. Их культура многогранна и насчитывает более 3,5 века. Амурчанам посчастливилось наблюдать историческое событие: потомки первых дальневосточных староверов, сохранившие исконные русские традиции, спустя почти столетие вернулись из-за рубежа в Россию. О том, чем они живут, как зарабатывают, где учатся и как воспитывают детей, какие книги читают, что подают к столу, как празднуют торжества, «Амурской правде» рассказала диалектолог Нина Архипова.

 

— Нина Геннадьевна, какое отношение староверы имеют к истории Приамурья?

Раскол в церкви произошел еще в 17-м веке, старообрядцы жили по всей России, в Амурскую область они прибыли во второй половине 19-го века. Так, в Амурской области сложились три центра, где до сих пор остались потомки первых старообрядцев, — это Белогорский, Свободненский и Архаринский районы. В 30-е годы прошлого столетия старообрядцы подвергались сильным гонениям, что спровоцировало массовый уход от советской власти. Тех, кто остался, раскулачили, за веру сослали в отдаленные районы области. Были и те, кто уходил от советской власти в Китай, а позже, как говорят сами старообрядцы, кочевали по всему миру. В 2016 году под Свободный из Южной Америки переехали пять семей потомков первых дальневосточных староверов. Русские люди, рожденные за рубежом, впервые ступили на русскую землю с детьми и внуками. Как они сами говорят, были готовы целовать нашу землю, когда услышали родную речь.

— Как староверы, которые всю жизнь прожили за пределами России, сохранили родной язык?

— Большое значение имеет фактор изолированности: когда монокультура попадает в другую культуру, она стремится к самосохранению. Ошибочно говорить, что язык сохранен полностью. Староверы говорят на диалектной форме русского национального языка, которая подвергалась широчайшей интерференции на территории Китая и Латинской Америки. В речи много заимствований из китайского, английского, испанского и португальского языков. К примеру, цветок калла они называют копаделейте —  от португальского copo de leite, что значит стакан молока, холодильник — рефрижератором или по-русски ледником. К столу подаются желероллы — это обыкновенный круглый рулет. Сельхозтехнику они не назовут комбайном или трактором, а скажут, что купили джони диров — по наименованию торговой марки.

Старообрядцы не отмечают дни рождения и любые светские торжества. Они даже не знают о таких праздниках, как 8 Марта и 23 февраля.  Они соблюдают пост, по канонам встречают религиозные праздники. Воскресенье у них — законный выходной.

— Чем староверы занимаются и как зарабатывают на жизнь?

Староверы придерживаются строгих моральных ценностей. Не сквернословить, не курить, вести здоровый образ жизни. Они хорошо выглядят, мало болеют. Очень трудолюбивы: ложатся спать с заходом солнца, а встают в 4—5 часов утра. Община под Свободным с нуля построила деревню! Занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, сою, ячмень, кукурузу, ухаживают за животными, изготавливают свою молочную продукцию — сыры, творог, масло, сгущенку. Женщины вышивают и продают свои изделия. Этим и зарабатывают на жизнь.

Трудиться в общине начинают рано. Девочки садятся за вышивку в 4 года, в 7 лет уже умеют шить одежду. Я наблюдала, как 5-летняя девочка убирает дом и кормит цыплят. Старшие дети 7—8 лет следят за малышами, пока мать работает в огороде. Они хотели бы работать и в зимнее время. К примеру, девушки могли бы устроиться в швейную мастерскую рукодельницами. Однако они не получают образование, и наше законодательство не позволяет официально их трудоустроить. А неофициально староверы работать не будут — они очень законопослушны.

 К вопросу об образовании: почему они не отдают детей в школу?

Староверы не против образования, детей учат грамоте: они великолепно пишут на нескольких языках, хорошо считают в уме. Но допускают орфографические ошибки, обусловленные фонетическим типом письма. Они много читают исторической и классической литературы. Им нравятся романы Шарлотты Бронте, Александра Дюма. Они очень прагматичны. Так, одна из дочерей главы общины окончила курсы по технологии изготовления сыра — теперь это один из источников дохода семьи. Но обыденное существование не дает возможности овладеть, например, общественно-политической лексикой. Написать заявление — целая проблема. Одна из девушек в общине шьет сарафаны с дизайнерскими элементами и хочет стать модельером, другая — учителем. Эти мечты трудно осуществить, опять же потому, что они не учились в школе. Тем не менее старшее поколение не хочет отдавать детей в школу. Говорят: там дети узнают, что такое мат и сигарета. И еще хуже — возникнет соблазн уйти из общины.

Старообрядцы дают своим детям православные древнерусские имена по святцам — Ия, Агния, Левкий, Трифена, Кирьяна.

 А бывало такое, что староверов соблазняли блага цивилизации? Или любовь?

Есть семьи, в которых муж ушел в мир и запил или мужчина не вернулся в общину после армии. По поводу любви: староверы обычно вступают в браки только со староверами. К примеру, внучка главы общины под Свободным вышла замуж в Боливии. Знакомятся молодые, как правило, на девичниках перед свадьбой, где собираются до 50 человек. Однако бывали случаи, когда парни из мира влюблялись в девушек-староверок и их принимали в общину после примерно двухлетней проверки «на веру». Такая история случилась в Архаринском районе. Это действительно была любовь, так как ради любимой молодой человек принял крещение, долгое время до брака жил в древнеправославном монастыре. А вот случаи, чтобы старовер взял в жены мирскую девушку, мне неизвестны.

— Староверы отличаются крепкими браками, многодетными семьями. А разводы у них бывают, можно ли им повторно выходить замуж или жениться?

Семьи староверов чаще всего многодетные. Для них жениться в 16—18 лет — это норма. Женщина к 25 годам может быть матерью пятерых детей. Семьи действительно крепкие, хотя не всегда старообрядцы вступают в официальный брак, а связывают друг друга только церковными узами. Можно обратить внимание, что у мужа и жены могут быть разные фамилии. По их законам разводиться нельзя, но всякое случается — вера верой, а страсти человеческие. Некоторые пары живут раздельно. Известны случаи, когда женщина повторно выходила замуж, что не одобрялось общиной. 

— Это правда, что потомки староверов не смотрят телевизор, не слушают радио. Как им удается жить рядом с современным миром и не пользоваться его достижениями?

Они изо всех сил стараются сохранить свою культуру, но проникновение внешнего мира неотвратимо. Да, мужчины не бреют бороды, женщины носят длинные волосы, не пользуются косметикой. Но при этом у них есть стиральные машины, в магазинах они покупают порошок, моют голову шампунем, пользуются лосьонами для тела и парфюмом. Они разумны: пьют таблетки и обращаются к врачам. Очень берегут своих детей, поэтому женщины рожают в родильных домах. Молодое поколение пользуется социальными сетями, так как у них много родственников по всему миру и в России: в Северной и Южной Америке, Канаде, Австралии, в Приморье, Сибири. При этом у них очень интересная теория: снаружи можно пользоваться мирским, а вот то, что попадает внутрь, не должно быть «мешаным». Так, в супермаркетах они покупают только крупы, муку, фрукты. Они никогда не пробовали магазинный шоколад, мороженое или какие-то деликатесы — сами готовят домашнюю колбасу и сыр, кормят себя своим хозяйством.


Как вырастить помидоры по-уругвайски

По сути, самоучки в сельском хозяйстве, старообрядцы собирают хорошие урожаи. В Южной Америке было мало осадков, засуха. И старообрядцы придумали систему полива, которая на 70 процентов экономит воду, но при этом растения развиваются хорошо. К нам они привезли уругвайскую технологию выращивания помидоров. Над кустами на четыре опоры натягивается прозрачный материал. Получается не теплица, так как идет свободная циркуляция воздуха, но при этом на плоды не попадает влага.

Староверы покоряют Инстаграм вышивкой

Не всем известно, что именно староверы стали авторами вышивки «русская точка». Технологию изобрел глава общины, которая сейчас живет под Свободным. По сути, это модернизация традиционной китайской ковровой вышивки: только китайцы вышивали толстой иглой и толстыми нитками, а Федор Савельевич Килин сделал иголочку тонкой. Способ распространился по всей Латинской Америке и получил название «русо пунто». Вышивка рукодельниц-староверок из Приамурья известна далеко за пределами региона. Расшитое вручную постельное белье и платки заказывают ценители со всей страны. Девушки даже открыли свой интернет-магазин в Instagram — @vyshivka_igolkoi.


Нина Архипова — кaндидaт филoлoгичecкиx нayк последние 18 лет посвятила изучению языка и культуры староверов Приамурья, ее перу принадлежит более 50 научных работ, посвященных старообрядчеству. Сейчас исследователь заканчивает работу над монографией.


Чужие дома

Одна из насущных проблем староверов — получение российского гражданства. Не все семьи попадают под программу переселения соотечественников. Многие вынуждены сдавать платный экзамен по родному языку, чтобы иметь возможность оставаться на родине. Так, на амурской земле весной у русских родителей родился гражданин Уругвая. С младенчества он борется за российское гражданство. Помочь землякам с непростой судьбой — государственная задача, которую поставил президент Владимир Путин. На базе Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке работает специализированная служба содействия староверам из зарубежья.

Телефон горячей линии для поддержки старообрядцев, решивших вернуться на Дальний Восток, 8-800-770-09-82.

Последние новости

В октябре исполняется 100 дней с момента назначения Николая ПОДГУЗОВА генеральным директором предприятия. Менее чем за три месяца руководитель почтового ведомства РФ был приглашен на две рабочие встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым и ряд переговоров с лидерами российских регионов, принял участие в Восточном экономическом форуме и форуме глав почтовых администраций мира, провел десятки встреч с коллективами в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Орле, Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске, Казани, Самаре. В интервью «АиФ» Николай Подгузов рассказал о том, какие реформы ждут «Почту России» и как привлечь к работе в организации молодые кадры:


19.10.2017 09:02 /
Презентация выступления по теме: «ПОЧТА РОССИИ. Как поднять продажи газетно-журнальной продукции на Почте. Инструментарий и лучшие практики» Дмитрия Александровича УСАНОВА, руководителя Департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России»




19.10.2017 08:57 /
В Деловом и культурном комплексе Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации 17 октября 2017 года состоялся вернисаж «Возвращение образа. Выставка белорусских художников, посвященная 130-летию со дня рождения Марка Шагала». Экспозиция — 50 работ классической и пост-классической традиций, получивших развитие в формах свободной живописной импровизации, в том числе, скульптура и графика — составлена Национальным центром современных искусств Республики Беларусь. Представлены произведения художников разных регионов Беларуси, значимое место — у витебских мастеров, которые наиболее последовательно продолжают традиции живописи Марка Шагала.


19.10.2017 08:50 /
В редакции "Областной газеты" был вручён подарок первому обладателю "Карты лояльности" "Областной газеты", купившему её в киоске "Роспечать". Счастливчиком оказался житель Екатеринбурга Сергей Валентинович Фирсов. Мужчина получил в качестве подарка два билета на спектакль "Высоцкий" с участием актёра Сергея Безрукова.


19.10.2017 08:47 /
Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев презентовали первую часть «Мифов и легенд бурятского народа». На прошлой неделе известные журналисты и историки из Бурятии привезли в Иркутск недавно вышедшую книгу «Мифы и легенды бурятского народа». Сами авторы называют её «сигнальным вариантом»: в небольшой сборник, конечно же, не вместилось всё фольклорное творчество. Но всё же это - первое русскоязычное издание, которое в доступной форме знакомит читателя с бурятской мифологией и объясняет сложные механизмы древнего мировоззрения, сообщает «Аргументы и факты. Иркутск».


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета