Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАНЮК Анна Анатольевна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАЮТ Леонид Александрович

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

19.01.2018, 14:47

История воздушного стрелка Мамонова

Поиски и находки | Говорят, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. И в этом смысле работы хватит ещё не одному поколению поисковиков – так велик масштаб самого кровопролитного сражения ХХ века

В 2009 году в редакцию корпоративного издания Воронежского акционерного самолётостроительного общества «Воронежские крылья» пришло письмо из поискового отряда «Северо-запад» Санкт-Петербурга с просьбой помочь в поисках информации о самолёте ДБ-3 (дальний бомбардировщик) производства завода №18. Сегодня это ВА СО. Деформированные фрагменты боевой машины были найдены под Выборгом у населённого пункта Пальцево. По номеру двигателя М-87 (серийный №802) поисковикам удалось выяснить, что он был установлен на самолёте ДБ-3, сошедшем со стапелей Воронежского авиационного завода в 1939 году. Экипаж воздушной машины не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года. Это всё, что было известно на тот момент.
Александр КОРОБАНОВ
На той войне незнаменитой
Со стапелей завода №18 в 1938-1939 годах сходили «ильюшинские» бомбардировщики различных модификаций: ДБ-3А с двигателями М-85, ДБ-3Б с двигателями М-86 и ДБ-3М с двигателями М-87А и М-87Б. Найденная воздушная машина оснащалась двигателем М-87, то есть это был модифицированный ДБ3М. Как удалось установить, самолёт поступил в 42-й ДБАП 1 ноября 1939 года. Это был новый самолёт с минимальным налётом. Путь ДБ-3 с завода в войска оказался коротким.

42-й авиаполк до середины января 1940 года дислоцировался в Воронеже и к этому времени имел на вооружении 49 бомбардировщиков ДБ-3. Все они были произведены на заводе №18.

Во второй половине января 1940 года полк был включён в состав войск Ленинградского военного округа (27-я дальнебомбардировочная авиабригада), а местом нового назначения стал аэродром Кречевицы неподалеку от Новгорода.

В войне с Финляндией советское командование задействовало большую часть самолётов ДБ-3. 14 ноября 1939 года по директиве наркомата обороны на площадки в Ленинградском военном округе перелетели три полка АОН-1 (всего в общей сложности 155 ДБ-3). Они разместились в Едрово, Крестцах и Кречевицах.

Помимо массированных налётов на тыловые объекты Финляндии, вся бомбардировочная авиация была привлечена к прорыву линии Маннергейма и разрушению станций и других военных объектов в тыловых районах оборонявшихся на Карельском перешейке финских войск.

Журнал боевых действий 42-го ДБАП за 15 февраля 1940 года свидетельствует: «9.00. – 42 ДБАП к 8.30 был готов к боевому вылету тремя девятками. Вылет задерживается из-за метеоусловий. Лётный состав находится у самолётов… 18.31 – 42 ДБАП в составе трёх девяток (27 самолётов) в период 11.45 – 11.53 выполнял боевую задачу по разрушению цели №12 (ж.д. узел Антреа) и №27… Полк задачу выполнил.

Первая и вторая девятки произвели бомбометание по заданной цели №12, в 11.45 с Н-3500 метров сброшено бомб 120 ФАБ-100 и 15 РРАБ-3 ЗАБ 1э. По наблюдениям экипажей цель поражена хорошо… Одно звено второй девятки (командир звена – младший лейтенант Маркин) в районе станции Ино из-за неисправности матчасти у ведущего стало отставать. Командир звена принял решение бомбить цель звеном. К цели шли с набором высоты до 3200 метров. На обратном маршруте в районе ст. Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа Фоккер Д-21. В результате атаки был подожжён один самолёт ДБ-3, экипаж: лётчик – младший лейтенант Нечипуренко, штурман – старшина Терентьев, воздушный стрелокрадист – младший комвзвода Иванов и воздушный стрелок – старшина Мамонов. По наблюдениям экипажей, самолёт с хорошо работающими моторами шёл на свою территорию. Место посадки, судьба экипажа неизвестны…».

Драматичная судьба ДБ-3 подтверждается и свидетельством с другой стороны – противника. В финском архиве сохранились отчёты о боевых вылетах за 15 февраля 1940 года. В одном из них сказано: «…Время 11.15 (время финское) лётчик лейтенант Сарванто (LLv 24) на самолете FR-80 сбил один ДБ-3. Описание: три ДБ-3 шли курсом Иматра – Лаппеенранта – Вийпури. Обстрелял из них левый ведомый самолёт. ДБ падал, горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Вийпури…».

Согласно поимённым спискам, составленным в 1949– 1951 годах Главным управлением кадров МО СССР и Главным штабом Сухопутных войск, безвозвратные потери Красной Армии в советско-финской войне составили 126 875 военнослужащих. ВВС Северо-Западного фронта потеряли 49 воздушных машин. Одной из них и стал бомбардировщик 42 ДБАП…
Воронеж – Выборг
Найти самолёт помог случай. Местный «Кулибин» испытывал здесь собственноручно собранный магнитометр (прибор для измерения магнитных свойств и магнитного поля). В качестве полигона он выбрал место, где заведомо не должно быть ничего металлического. Разумеется, в месте падения самолета прибор показал аномалию.

По весне поисковики отряда «Северный рубеж» подняли на поверхность фрагменты самолёта ДБ-3. Нынешней весной, пока ещё не сошёл лед, тосненские поисковики совместно с местными коллегами из отряда «Северный рубеж» подняли на поверхность фрагменты самолёта ДБ-3, обнаруженного отрядом «Поиск» около десяти лет назад в районе посёлка Пальцево. В марте местная газета «Выборг» рассказала о результатах поисковой работы в материале «Он бомбил станцию Антреа». Никто особо и не ждал, что кто-то из родственников погибших может откликнуться. Ведь прошло с той поры почти 77 лет. И какова была радость журналистов, кода в редакцию газеты позвонила Евгения Ильинична Давыдова из Воронежской области. Она рассказала, что воздушный стрелок самолёта ДБ-3 Василий Маркович Мамонов – это её дедушка.

Как только стартовал второй этап поисковых работ, она сразу прилетела в Выборг из Воронежа и присутствовала при подъёме останков членов экипажа.

Василий Маркович Мамонов родился 7 марта 1915 года в оренбургском селе Кочкарево (ныне это Хайруллинский район Башкирии) в крестьянской семье. Василий был младшим из трёх братьев. К тому времени семья Марка Игнатьевича и Феодоры Григорьевны Мамоновых перебралась на эту окраину Российской империи из Херсонской губернии. О чём свидетельствует место рождения их старшего сына, Пантелея Марковича.

После смерти главы семейства в начале двадцатых годов ХХ века Мамоновы вновь вернулись на Украину. К тому времени Пантелей, вступивший в Красную Армию в 1918-м, успел поучаствовать в установлении Советской власти в Средней Азии, партийной комиссией при политотделе 11-го кавалерийского полка 1-й отдельной кавалерийской бригады Туркестанского фронта в 1919 году был принят в члены РКП(б) и стал кадровым военным.

В 1934 году Мамоновы обосновываются в Воронеже, куда на должность старшего инспектора оперативного отдела управления округа НКВД был переведён Пантелей Маркович. Василий, которому в 1934-м исполнилось девятнадцать, как и многие мальчишки его поколения, мечтавший о небе, устраивается работать на Воронежский авиационный завод, поступает в областной аэроклуб и в 1936 году становится выпускником третьего набора.

Довоенный архив завода №18 не сохранился, поэтому неизвестна дата поступления Василия Мамонова на предприятие и его профессия. В 1939 году он женился. По словам Евгении Ильиничны Давыдовой, её мама Галина Васильевна родилась за месяц до получения похоронки, бабушка Надежда Тихоновна провожала мужа на фронт в ожидании появления дочери на свет. В том же году Василий был мобилизован, направлен в 42-й ДБАП.

Заполняя на службе анкету в конце сентября 1940 года, Пантелей Мамонов указал: «Мой младший брат Василий Маркович Мамонов – лётчик и орденоносец погиб на финском фронте 15 февраля 1940 года в воздушном бою». Извещение о его гибели подписано командиром 42-го ДБАП майором Аверьяновым и батальонным комиссаром Козловым.

В семейном архиве Давыдовых хранятся письма деда. Накануне гибели он написал два письма жене; одно отправил, а второе – на случай гибели – положил в чемодан. В первом он пишет обычные вещи: пришли носки, поцелуй маму, привет всем. Во втором совсем другие слова: «воспитай дочку в духе коммунизма».

…Большинство тех, кто первыми поднимал «целину» на пустыре Монастырщины в Воронеже, где рождался один из первенцев отечественного самолетостроения – Воронежский авиационный завод, – остались в безвестности. Имена подавляющей части первостроителей погребены под спудом времени. Немногие известны пофамильно. Современникам событий, орудовавшим кирками и лопатами, затем вставшим к станкам, на мемуары времени не оставалось. Ими всецело овладел пафос покорения времени и пространства. Потом над страной пронеслись бури тридцатых и сороковых, когда одни надолго были лишены даже карандашей, а другие взяли в руки оружие.

Тем и ценнее каждое свидетельство, весточка из прошлого, которая связывает его с днем сегодняшним. В летопись довоенной истории Воронежского авиационного завода с полным правом можно включить Василия Мамонова, чья жизнь оборвалась так рано. Ему было всего двадцать пять…
Справка «Коммуны»
ДБ-3 – дальний бомбардировщик, разработанный под руководством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Ильюшина. Первоначально самолёт создавался не как дальний бомбардировщик, а как скоростной. Они разгонялись до скорости истребителей. На этой машине можно было выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «мёртвая петля» Петра Нестерова.
Эти самолёты принимали участие в советско-финской войне 1939 года, Великой Отечественной войне и советско-японской. Их, судя по военной хронике, использовали для десантирования, а морская авиация – в качестве торпедоносцев.


Последние новости

В Кольчугинском специализированном детском доме мне приходилось бывать не раз. Первый раз - всего труднее. Тяжело видеть изнутри мир тяжелобольных детишек, брошенных родителями, их пронзительные взгляды и стремление обратить на себя внимание. Они даже радуются по-другому, и к этому надо привыкнуть…


В минувшую субботу все журналистское сообщество отметило свой профессиональный праздник. И дата вовсе не случайная, как думают некоторые скептики. В январе 1703 года по указу Петра Великого вышла первая в России газета – «Ведомости». И вот уже почти 30 лет 13 января стал Днем российской печати. Нынешний праздник для нас еще более знаковый – исполнилось 60 лет Союзу журналистов Тюменской области.


Должны ли умирать газеты из-за Интернета?

В 90-х годах прошлого века, когда стало понятно, что по сети можно передавать не только текстовую, но и графическую информацию, работники СМИ задумались о своем будущем. В книге 2004 года выпуска Семён Гуревич, историк и журналист, предсказывал: «Мини-телефон совместит таким образом со своей основной функцией общения возможности мини-газеты, мини-телевизора и мини-радиоприемника. Конечно, полностью заменить газету он не сможет, но для человека с недостаточно высоким уровнем образования и невысокой потребностью в информации возможностей этого аппарата будет достаточно».


В обновлённый минувшим летом состав Общественной палаты Российской Федерации вошёл представитель Удмуртской Республики Владимир Байметов. Он стал членом комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, которую возглавляет секретарь Союза журналистов России Евгений Примаков, получивший имя своего знаменитого деда – в ельцинские времена премьер-министра молодой России. В эти дни, когда по традиции отмечается День российской печати в память о выходе при Петре I первой печатной газеты «Ведомости», мы встретились с Владимиром Александровичем, чтобы поговорить о тех переменах – хороших и не очень, которые происходят в наши дни со всеми СМИ, и понять, что может сделать для укрепления связки «журналист – общество – государство» Общественная палата.


Как иностранцы обращаются с детьми.

Уже давно в рассуждениях о детском воспитании муссируется тема вседозволенности. Дескать, до пяти, а то и до семи лет чаду ничего нельзя запрещать — пусть делает все, что в неокрепшие мозги взбредет: лифт гвоздиком царапает, в голубей камнями кидается или у ровесников игрушки отнимает. Вроде бы за границей деток только так и воспитывают, а вырастают из них замечательные люди. Но так ли оно, если присмотреться и разобраться? Вот примеры из жизни немецких детей и их родителей.


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета