Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ХАЮТ Леонид Александрович

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

24.11.2017, 06:30

Оживить или погубить?

Корреспондент
Марина Каминская

Станут ли мультимедийные программы «Ожившие полотна» грозным конкурентом художественным музеям?


Давно уже художественные выставки донской столицы не вызывали у посетителей столько противоречивых мнений, как «Арт-Ростов-2017».

Эта выставка собрала большое число художественных работ со всей России, на ней также демонстрировалась графика экстравагантного Дали. Но гнев или в лучшем случае недоумение и разочарование одних и восторги других вызвала мультимедийная программа, посвященная классику русской живописи Ивану Айвазовскому.

Для меня знакомство с программой «Айвазовский: Ожившие полотна» началось сразу с двух неожиданностей. Сначала позвонил сын приятелей. Интересовался, что бы такое прочесть об Айвазовском и его творчестве, чтобы емко было и достоверно. Подозреваю, что за свои двадцать с лишним лет он не почтил вниманием ни один художественный музей. А тут вдруг такой интерес. С чего бы? Да вот друзья, оказывается, посмотрели эти «Ожившие полотна», сказали, что круто.

Другая неожиданность произошла прямо на выставке. Спрашиваю у благообразной дамы, где тут модуль с картинами Айвазовского (ангар-то громадный), а в ответ:

– Не ходите туда! Это совсем не то, что вы думаете. Кадры скачут, музыка гремит. Мультимедийный балаган!

Смешно было бы, купив билет за четыреста рублей, последовать такому совету.

Самое примитивное оживление живописных полотен – доступная всем и каждому бесплатная забава в интернете. Только кликни – и медведи, встречая утро в шишкинском сосновом бору, запрыгают, а возле рыбака с холста Перова начнут резвиться рыбки, прянишниковские мужики пустятся в пляс у гостиного двора – и так далее, в том же духе – где с морганием, где со взмахами крыльев, вилянием хвостом. В общем, сообразно сюжету.

Мультимедийные проекты «Ожившие полотна» – это качественно иной уровень. Такие программы в последнее время предлагаются в качестве красивого развлечения жителям ряда российских городов. Уже «оживили» шедевры не только Айвазовского, но и Рериха, Дали, Ван Гога, Микеланджело.

«Оживают» холсты и фрески так: по периметру зала устанавливают большие экраны, на которые проецируются репродукции шедевров. Бывает, что экраном становятся даже пол и потолок. Однако это не слайд-шоу: какие-то части полотен наполняют движением, заставляя волны вздыматься, пушечные ядра лететь к намеченной цели. Одни изображения сменяют другие, образуя подобие киноленты с чрезвычайно условным сюжетом. Все это сопровождается титрами и музыкой. Довольно громкой.

Масштаб всегда впечатляет. Стоит живописное изображение увеличить, и оно становится словно еще значительнее. Но можно понять и тех посетителей, которые покидали «зал Айвазовского», не дожидаясь конца программы, а ее саму награждали нелестными эпитетами.

Те, кому понравилось, говорили, что это лучше «скучных музейных залов», хорошая возможность приобщить молодежь к мировой художественной культуре.

Разочарованные программой утверждали прямо противоположное: никакая «цифра» с ее фокусами не заменит тот энергетический поток, который ощущаешь на выставке при встрече с подлинником или очень хорошей копией оригинала. Выставки воспитывают тонкое эмоциональное восприятие, а такие мультимедийные программы провоцируют бесконечную жажду острых ощущений. Кроме того, они рождают лишь иллюзию знакомства с творчеством художника, потому что дают мало представления о его реальных живописных полотнах. Ведь нередко на экране – мелькание только фрагментов холстов, что это и откуда – понятно только знатокам.

Очень хочется верить в лучшее. В то, что после таких мультимедийных программ народ потянется в музей на встречу с подлинником.

Кстати, полотна Айвазовского есть и в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств. И лиричная лунная ночь, и извержение Везувия, погубившее Помпеи. Вот только почему-то не валит пока валом народ в музей, чтобы взглянуть, какие же в действительности творения Айвазовского, когда они – живые и настоящие…

Последние новости

Редакция «ОГ» приняла в гостях молодых авторов «Будни молодёжной газеты» — издания дворца творчества детей и молодёжи «Одарённость и технологии».


В поселке Приморка Неклиновского района погибает бывший дом отдыха «Морская»

Дом отдыха вел свое летоисчисление с тридцатых годов прошлого века. В Великую Отечественную там располагался госпиталь. После войны здесь снова открыли здравницу. Привлекательными для отдыхающих были и лечебные грязи, и само место: среди деревьев, на берегу Таганрогского залива – красота. Даже сегодня, когда все пребывает в запустении, место очаровывает. Тишина, заброшенный парк, усыпанный красно-желтыми листьями, а за ним – бескрайняя водная гладь…


Я с уважением отношусь к христианским заповедям, стараюсь строить свою жизнь в соответствии с ними. Но, когда меня бьют по щеке, предпочитаю отвечать тем же, а не подставлять вторую щёку. А сколько раз наш терпеливый народ принимал эти незаслуженные шлепки от западных нравоучителей, которые с каждым разом наглели всё больше и больше?! Девяностые годы вообще превратили нашу страну в международный объект насмешек, в тряпку, о которую вытирали ноги все, кому не лень. Стало уже доходить до того, что в ряде российских регионов в школах были введены учебники истории, поставляемые Фондом Сороса, в которых наши победы в Великой Отечественной войне назывались именно преступлениями сталинского режима, за что мы обязаны покаяться перед всем миром. Западные нравоучители до сих пор ждут от нас этого покаяния. Но не дождутся, не на тех напали.


Глава Якутии Егор Борисов, оглашая 22 ноября ежегодное Послание Государственному Собранию (Ил Тумэн) и общественности республики, объявил 2018-й год Годом содействия занятости населения.


Уж сколько раз твердили челябинцам, что еще немного… еще чуть-чуть… вот-вот… и памятник Столыпину в южноуральской столице будет открыт. Перипетии вокруг переноса сроков успели стать притчей во языцех и навязнуть на языке у многих. Ну, полноте! 22 ноября, спустя ровно 111 лет с начала столыпинской аграрной реформы, монумент явил-таки себя народу.


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета