Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КУЗОВА Ирина Юрьевна

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ХАЮТ Леонид Александрович

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

20.09.2017, 21:10

Врез к полосе

Мы продолжаем рассказывать историю уфимских домов. Несмотря на то что большинство из них относится к массовой застройке, обезличены и однотипны, для каждого из нас родной дом – особенный. Не важно где вы живете: в каменном особняке в стиле модерн начала прошлого века, в «сталинке» с трехметровыми потолками или обычной пятиэтажке, многоэтажном доме 70-80-х или новенькой, вчера только встретившей первых жильцов, новостройке. У каждого здания есть история, и она, в первую очередь – в людях.


На углу круглого дома

Строгие линии типовых девятиэтажек, серый цвет и унылый ранне-весенний пейзаж северной окраины города. Здесь нет уютных послевоенных двориков, домов в стиле сталинского ампира, заросших тенистыми деревьями парков, создающих неповторимое очарование «старой» части Черниковки. Но среди этой неприглядной простоты высится местная достопримечательность - единственный в Уфе круглый дом на улице Вологодской. Он был спроектирован в 1980-м заслуженным архитектором России Рудольфом Кирайдтом, и построен год спустя.
- Мы были молоды и стремились выйти за рамки навязанных серий и типовых застроек, - говорит Рудольф Иванович. – И тут помог случай: в зоне активной застройки появился неудобный пятачок. Вписать обычную «коробку» в него было трудно, так и родилась идея создать круглый дом: он бы не затенял другие строения и выигрышно смотрелся на фоне привычных панелек.
Защитить проект нестандартной 12-этажки было непросто, но в итоге руководство все же подкупила его оригинальность и строителям дали «зеленый свет».
- Хороших материалов не хватало, монолитные технологии были запрещены, тогда на свой страх и риск мы решили использовать обычные панели, «срезав» все лишнее, - продолжает Кирайдт.
Снаружи дом облицован плитами, а цоколь оформлен декоративным камнем, что еще больше придает дому вид средневековой башни. Однако автор проекта уверяет, что первопричиной такой отделки была, прежде всего, его утилитарная функция: цоколь больше других частей стены подвержен влиянию сырости и механическим повреждениям, поэтому его наружную поверхность облицовывают стойкими к атмосферным воздействиям материалами.
Сегодня в новостройках часто можно встретить округлые элементы, но повторить опыт Рудольфа Ивановича пока никто не рискнул. Хотя за рубежом подобный стиль используют довольно часто, и под него даже специально создают мебель и аксессуары. А уж 36 лет тому назад круглая новостройка произвела фурор: дом быстро стал городской легендой и местной достопримечательностью. Особый восторг он вызывал у детворы.
Первые поселенцы (в основном заводчане, дома которых пошли под снос) вспоминают, что на конвертах писали просто: город Уфа, круглый дом и номер квартиры, и все письма непременно доходили до адресатов.


Лучики солнца

Один из самых популярных вопросов, который задают жильцам дома-башни: есть ли в их комнатах углы. Планировки квартир (всего их 66), конечно, отличаются от стандартных «соседей». Они имеют трапециевидную форму и напоминают лучики солнца детских рисунков.
- Когда дом был заселен, я отправился на разведку, - вспоминает автор проекта. – В те времена люди были проще, и я без труда напросился «посмотреть квартиру». Хозяйка планировку хвалила и не без гордости поведала мне, что «дом строили чешские архитекторы, потому что наши так не смогут».
И все-таки это было смелое решение: принять новую форму уфимцам было не просто, и когда эйфория от новизны прошла, в адрес дома стало звучать немало критики.
- Квартиры хорошие, с просторными, но темными, прихожими. Очень высокая слышимость (один из основных недостатков панельных домов), часто возникают проблемы с коммуникациями, а на лестничных площадках много пустующих мест, которые можно было бы «пустить в дело», - вот основные замечания жильцов.
Сегодня дому явно не хватает хозяйской руки: здесь давно не делали капитального ремонта, коммуникации устарели, в подъезде грязно и не уютно. Красивая каменная кладка цоколя сплошь обклеена объявлениями, да и придомовую территорию сложно назвать благоустроенной.

Пленэры на крыше

Еще одна «фишка» круглого дома – необычный чердак, своеобразный пристрой на крыше здания. Здесь располагаются две художественные мастерские. Помещение с шестиметровыми потолками и окнами, расположенными так, чтобы было максимально светло, идеально подходит для создания творческой атмосферы. Мастерские принадлежат городу, и предоставляется членам Союз художников в долгосрочную аренду, с единственной обязанностью – оплачивать коммунальные платежи. Под мастерские часто отводят техэтажи, чердаки и подвалы. Редко когда рабочие кабинеты художников планируют при проектировании здания. Вологодская, 23 – тот редкий случай, когда помещения создавались с этой конкретной целью.
До недавнего времени одну из мастерских занимал художник с трагической судьбой - Раис Гаитов, а сегодня в ней творит молодой живописец Галия Байгужина, другую занимает Стелла Маркова, уфимский художник по текстилю.
Помещения представляют собой двухъярусное пространство, где предусмотрено все необходимое для творческой деятельности. Переоборудовать помещение каждый может по своему вкусу и кошельку, однако передать площадь по наследству или приватизировать - не получится.
Обитатели мастерских также имеют доступ на террасу, образовавшуюся на крыше дома. С нее открывается вид на окрестности: густо покрытую лесом Курочкину гору, да и вся Черниковка как на ладони. Можно писать этюды и черпать вдохновение, не выезжая за город.
Неудивительно, что столь удобная площадка привлекает местную молодежь и в частности, руферов: замок, преграждающий путь на крышу неоднократно пытались срезать. Однако на первом этаже дома располагается Управление вневедомственной охраны, что наверняка сдерживает особо ретивых искателей приключений.

Последние новости

Аналитическое агентство «ТурСтат» составило рейтинг самых популярных городов России для путешествий в бархатный сезон в сентябре 2017 года. Владимир вошел в первую десятку городов для туристических поездок осенью наряду с Питером, Москвой, Казанью, Ярославлем, Калининградом, Нижним Новгородом, Костромой, Самарой и Иркутском.


В рамках проекта Местной национально-культурной автономии, посвященного 75-летию трудовой армии, российские немцы Сергиева Посада побывали на премьерном спектакле «Долгий путь», который состоялся на сценической площадке Музея истории ГУЛАГа. Постановка Эрвина Гааза рассказывает о трагической истории его предков, которые стали жертвами Холокоста в гитлеровской Германии, были сосланы Британской империей в гетто на Маврикий и пострадали в сталинских застенках.


Сохранить свои корни. «У человека должна быть душа. А для этого надо сохранить в себе и беречь как святыню три вещи: это — ди (вера), мотт (язык), мохк (родина)». Какие разные, порой удивительные истории встречаются у наших соотечественников, которых судьба разбросала в разные стороны в годы сталинской депортации. Одну такую историю мне и поведал на днях житель нашей республики Хаваж Магомедович Муталиев.


Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых презентовал свой новый проект «Вятка глазами художников». Если говорить просто, проект предполагает установку металлических конструкций (стоек) в виде мольбертов с экранами у шести знаковых зданий областного центра. На стойках также будет размещена историческая информация с указанием на мобильное приложение, которое необходимо установить на свой смартфон, чтобы заработала так называемая «дополненная реальность». И тогда на экране смартфона можно будет увидеть до десятка картин вятских художников, которые изображали эти здания в разное время.


Поздравьте своего любимого учителя с его праздником! "Марийская правда" дарит эту уникальную возможность всем своим читателям. Для этого вам достаточно лишь заполнить анкету. Поздравления будут опубликованы накануне Дня учителя 3 октября 2017 года в газете "Марийская правда". Дополнительно к поздравлению вы можете разместить фотографию любимого педагога, для этого свяжитесь с коммерческой службой, это вам обойдется всего в 300 рублей. Сделайте приятное своим учителям! Эта газета будет долго напоминать им о своих выпускниках.


Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета